МОСКВА, 15 окт— РАПСИ. Цифровое право пока не является отдельной отраслью, но имеет перспективы развития, при условии выработки базовых федеральных законов, сошлись во мнении эксперты в ходе Форума лучших практик «Приоритет-2030» – PriorityFest.

«Я в большей степени склоняюсь к тому, что цифровое право пока ещё является институтом информационного права, хоть и комплексным. У нас нет серьезной нормативно-правовой базы, которая регулировала бы целостно эти отношения, чтобы это была относительно обособленная группа отношений и мы могли говорить о подотрасли права. Пока у нас есть формирующаяся, однородная группа норм», - сказал заведующий кафедры информационного права и цифровых технологий МГЮА им. О.Е. Кутафина Алексей Минбалеев в ходе тематической сессии «Цифровое право как ответ на вызовы современности», которая прошла для студентов МГИМО.

Между тем эксперт не исключает, что в перспективе возможно развитие цифрового права, как отдельной отрасли. «Однако есть ряд проблем на пути к этому: отсутствие базовых федеральных законов, которые обеспечивали бы целостность данных отношений, целостность их регулирования и хаотичное развитие аспектов цифровизации», - сказал Минбалеев, добавив, что в связи с необходимостью решения конкретных задач, пока не видно общих принципов и базовых положений. 

«В перспективе для развития цифрового права должна быть нормативная база», - добавил он.

Минбалеев считает, что при развитии цифровизации для обеспечения интересов всего общества и развития экономики очень важно заниматься прогнозированием. 

«Прогнозирование является главным, на что нам нужно обратить внимание, и исходя из этого посмотреть возможные модели, постараться привлекать максимум исследователей и обсуждать это на очень профессиональном уровне», - уверен он.

Как подчеркнул эксперт, специфика цифровой среды состоит в том, что право не единственный, а может и не главный регулятор отношений. «У нас выстраивается четкая роль этического и технического регулирования. У нас огромный потенциал организационного регулирования. Также есть много регуляторов с точки зрения экономики и социума, однако юристы этим мало занимаются. Нам необходимо найти пути взаимодействия всех этих регуляторнных механизмов», - сказал он.

Со своей стороны, директор по правовым исследованиям НИУ ВШЭ, директор Института права цифровой среды Руслан Ибрагимов рассказал о предложении внедрить в качестве инструмента Институт оценки гуманитарного воздействия цифрового законодательства.

«Каждый законопроект, поступающий в Госдуму, будет оцениваться на предмет восприятия обществом. Ведь, если люди законопроект не воспримут, он работать не будет», - сказал Ибрагимов, отметив, что есть граждане, испытывающие тревожность в отношении цифрового развития и их мнение необходимо знать и учитывать.

Эксперт также считает, что пока рано говорить о цифровом праве как об отдельной отрасли. «Одна из задач права обслуживать экономику, понятие цифрового права возникло, когда начала развиваться цифровая экономика. Однако в настоящее время нет оснований говорить, что цифровая экономика построена. Похожая ситуация и с правом», - пояснил Ибрагимов.

Он дал своё определение цифрового права, назвав его правом, регулирующим общественные отношения, связанные с оборотом больших цифровых данных и с использованием цифровых технологий. При этом эксперт подчеркнул, что в настоящее время цифровые данные в гражданский оборот не запущены, но инфраструктура для этого уже создаётся.

«Даже законодательство уже по многим вопросам создано, но самого главного - введения в гражданский оборот больших данных пока нет», - добавил он.

Говоря о системе регулирования цифровизации, Ибрагимов отметил, что в ее основе лежит этическое регулирование, затем идёт техническое, далее следует саморегулирование, которое необходимо пока все формируется и нецелесообразно вводить жесткие законы. 

«Рынки доностраиваются на основе этических норм и технического регулирования. Затем рынки должны настроить себя сами и после этого, если что-то не работает, то идет законодательство», - сказал эксперт, добавив, что законодательство должно быть посвящено оставшимся рискам.

Между тем модератор дискуссии директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО Элина Сидоренко также считает, что любое правовое регулирование является механизмом отладки отношений в обществе и минимизации откровенных рисков. 

«Эти правила участников рынка предопределяют взаимоуверенность», - подчеркнула Сидоренко.

В свою очередь, заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Ольга Бинда отметила, что большинство людей, предпринимателей сталкиваются с цифровым правом ежедневно, но вступление в правоотношения в этой сфере часто происходит неосознанно. «Задача юристов состоит не только в усовершенствовании правового регулирования цифровой экономики, но и в переводе с «юридического языка на русский» для граждан. Необходимо разъяснять гражданам их права и обязанности в цифровой среде», - считает Бинда. В заключение доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО, главный редактор журнала «Цифровое право» Максим Иноземцев рассказал о том, какими компетенциями должны обладать цифровые юристы.

«Юристы, которых мы готовим, должны иметь набор знаний, навыков и умений в сфере цифровых технологий, которые помогают выпускнику-юристу адаптироваться и интегрироваться в цифровую экономику и регулировать ее. Когда требуется защита слабой стороны и представителей бизнеса, используя определённые компетенции, цифровые юристы должны внедряться, следить за этим и регулировать», - считает Иноземцев.