МОСКВА, 2 дек — РАПСИ. Юридическое сообщество должно придать термину «цифровое право» характерные для классических юридических явлений качества, считает кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Альберт Тумаков.

«Учёные-юристы из разных отраслей, правоприменители, законодатели, правообладатели прежде всего должны договориться о категориальном аппарате, о терминологии цифрового права. Вопрос должен решаться с привлечением учёных практиков и формировать отдельные адекватные нормы права», - сказал Тумаков в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Право и информационное общество: цифровой подход», где он представлял доклад о перспективах формирования цифрового права, как отрасли в отечественной правовой системе.

По его мнению, правоотношения, регулирующие цифровую среду, могли бы подразделяться на «интернет-право», «ИТ-право», «цифровое право» и «кибер-право». 

«Однако сказать, что интернет- или кибер-право являются отраслями права в настоящее время преждевременно, и не совсем конструктивно. Основной момент заключается, на мой взгляд, в том, что нет определённых договорённостей», - отметил эксперт.

Кроме того, Тумаков подчеркнул важность профессиональной подготовки цифровых юристов. Он напомнил, что компетенции цифровых юристов обсуждались на конференции «Сбера» по искусственному интеллекту, где принимал участие глава государства, а также в ходе круглого стола, организованного Администрацией президента и агентством РАПСИ, в ходе которого эксперты делились мнением о подготовке кадров в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности.

Со своей стороны директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России Элина Сидоренко также обозначила ключевую, на ее взгляд, и самую сложную задачу, которая заключается в определении категорий цифрового права. «Очевидно, что существует нехватка этих категорий», - отметила она.

Между тем эксперт подчеркнула, что количество уголовных дел, связанных с использованием цифровых технологий, возросло в разы. «Но мы вынужденно попадаем в невозможность и неподготовленность аппарата к квалификации такого рода вопросов», - считает Сидоренко.

В то же время другой участник конференции, начальник договорно-правового департамента МВД РФ Александр Авдейко отметил, что информационно-коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем всех отраслей. «Вопросы, связанные с использованием информационных технологий в правотворческой и правоприменительной деятельности, являются неотъемлемой частью деятельности специалистов юридической отрасли», - подчеркнул он.

Как считает представитель МВД, в обществе также происходит изменение профессиональных компетенций, когда юридическая работа уже невозможна в отрыве от познаний и навыков цифровых технологий. Он рассказал, что информационные технологии используются и в повседневной деятельности органов внутренних дел.

«В МВД поэтапно проводится автоматизация отдельных процессов правоохранительной практики, включая использование возможностей современных, перспективных технологий искусственного интеллекта для обработки больших данных», - сообщил он, отметив, что приоритетным направлением регулирования деятельности министерства  является совершенствование информационно-правовых действий для  своевременного доведения разъяснений, требований правовых актов.

В свою очередь координатор проекта «Цифровое право» Администрации президента и Российского агентства правовой и судебной информации, заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда считает, что характер правоотношений, которые возникают в  активно развивающейся цифровой среде, необходимо доступно разъяснить для общества.

«Сегодня существует объективная необходимость в правовом воздействии на общественные отношения, динамично складывающиеся в цифровой среде. Задачей юридических школ является подготовка квалифицированных специалистов, «успевающих» за обновлением нормативного массива в области «цифры», - сказала Бинда.

При этом она подчеркнула и важность дополнительной задачи, которая заключается в популяризации цифрового права. «Гражданам России необходимо перевести с «юридического» языка на русский нормы права, регулирующего ИТ-сферу», - сказала эксперт, пригласив ученых-юристов, преподавателей юридических вузов проводить дискуссии для дальнейшего развития и популяризация цифрового права.