Как преступники используют современные цифровые технологии, чем обусловлена сложность раскрытия киберпреступлений, что за методы применяют сегодня криминалисты для противостояния преступной активности и чем им помогает «цифровой след», в Открытой студии РАПСИ рассказал ректор Московской академии Следственного комитета РФ имени А.Я. Сухарева генерал-майор юстиции Алексей Бессонов.
- Алексей Александрович, добрый день. Мы рады приветствовать Вас в Открытой студии РАПСИ. Расскажите, какие современные технологии сейчас используют преступники и к чему нам надо быть готовыми?
- Вообще, история развития преступности характеризуется тем, что преступники всегда всё самое новое, все достижения научно-технического прогресса поставили себе на служение, своим античеловеческим криминальным целям. И современные преступники, конечно же, не отличаются.
Они имеют возможность и по финансовым средствам нанять себе хороших специалистов в сфере информационных технологий, сегодня еще употребляют IT-технологии. И имеют возможность выучить членов своей организованной преступной группы этим технологиям. Поэтому они постоянно трансформируют под развитие научно-технического прогресса свои способы совершения преступлений.
С развитием так называемой технологии машинного обучения, которая получила название «искусственный интеллект», они тоже ее сразу же стали приспосабливать для своих криминальных целей. Например, нейронные сети они используют для того, чтобы, похищая голосовые сообщения из мессенджеров - WhatsApp, Telegram - генерировать с тем же самым голосом новые сообщения, которые используют в мошеннических целях, направляя потенциальным жертвам для хищения денежных средств.
Также технологии искусственного интеллекта используется для анализа профиля потенциальной жертвы по ее активности в сети Интернет. Причем эта технология позволяет использовать ее онлайн, то есть когда мошенник звонит потенциальной жертве, начинает разговор, то эта технология корректирует психологический портрет в зависимости от того, как ведет себя жертва, подсказывая преступнику, как необходимо дальше вести диалог для того, чтобы достичь своей преступной цели.
Конечно, это позволяет многократно увеличивать достижение преступного результата организованным преступным группам, которые на онлайн-мошенничестве специализируются. Появились программы, которые позволяют подделывать паспорта и водительские удостоверения более чем 26 стран, в том числе Российской Федерации, таким образом, что подделку очень тяжело идентифицировать.
Поэтому преступники постоянно берут себе на вооружение все новинки. И, конечно же, перед правоохранительными органами стоит задача эти способы изучать и совершенствовать криминалистическое обеспечение расследования таких преступных деяний.
− Соответственно, усложняется и способ раскрытия этих преступлений? А какие сегодня у современного криминалиста, у современного следователя есть инструменты для противостояния киберпреступникам?
− Естественно, современная криминалистика не могла остаться в стороне от того, что преступники используют все более и более совершенные и постоянно трансформирующиеся под воздействием научно-технических процессов способы совершения преступлений.
Криминалисты, как ученые, так и практики, постоянно изучают новые способы совершения таких преступлений и дают адекватный ответ им. Разрабатывается соответствующее программное обеспечение, которое позволяет более эффективно выявлять цифровые следы − по этим цифровым следам устанавливать модели преступной активности. Ну и самое главное, что очень важно для реализации принципа неотвратимости уголовного наказания, − это устанавливать лиц, причастных к совершению этих преступлений.
Конечно же, сложностей много. Прежде всего это то, что такие преступления носят трансграничный характер, и преступники нередко находятся за границей. Второе, что они позволяют объединять преступные усилия преступникам, даже не зная друг друга. Традиционно организованная преступная группа всегда требовала того, чтобы несколько человек собрались в одном месте, были знакомы, объединили усилия для совершения преступления, распределили роли и так далее.
Сегодня же преступники могут и не знать, и впервые встретиться друг с другом на скамье подсудимых, когда увидят в лицо друг друга. А так знают они по никам, по кличкам различным в сети Интернет друг друга. Но, тем не менее, эффективность их преступной деятельности увеличивается, потому что они объединяют усилия, и это позволяет и мошеннические действия, и хищение денежных средств осуществлять, и похищение персональных данных пользователей, и мессенджеров, и различных государственных услуг, ну и так далее.
− Появилась такая актуальная проблема, что люди вовлекаются в эту организованную преступную группу, но они даже не знают, что выполняют в ней какую-то роль, когда они предоставляют свои банковские карты, чтобы на них кинули деньги, потом их перечисляют. Скажите, пожалуйста, а можете ли Вы как профессионал дать какие-то советы нашей аудитории, как на такую сомнительную работу не трудоустроиться?
− Естественно, самое главное − это, конечно же, следовать предписаниям закона, который практически сейчас регулирует все сферы нашей жизнедеятельности. Если к человеку обращаются с просьбой оформить на себя банковскую карту и «дай нам ее, мы ее будем использовать», ну конечно же, у любого разумного человека возникает вопрос, что она может использоваться и в незаконных целях − и потом вопросы будут задавать тому, на чьё имя она оформлена.
Поэтому, конечно же, нельзя на это идти, никогда не передавать ни свои персональные данные, ни данные своих документов, ни тем более уже оформленные на твоё имя банковские карты третьим лицам, которые в большинстве случаев, к сожалению, их используют в преступных целях.
Беседовала Ирина Новикова