Для того, чтобы уберечь свои персональные данные от мошенников начальник отдела правового обеспечения и судебной практики Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Николай Веселихин советует при использовании интернет-сервисов применять сложные пароли и двухфакторную аутентификацию, никому не сообщать коды подтверждения банковских операций, не скачивать неизвестные приложения и не отвечать на спам-сообщения. 


Цифровая гигиена 

В ходе организованного Роскомнадзором вебинара по защите персональных данных эксперт предостерёг от пересылки персональных данных (паспортных данных, финансовой информации, предоставление ПИН-кодов) третьим лицам. 

«Никому не следует сообщать коды подтверждения банковских операций, данные банковских карт. С помощью такой информации злоумышленники могут списать с ваших счетов все денежные средства. Если вы вдруг понимаете, что под влиянием обмана, заблуждения сообщили кому-то подобные данные, то необходимо срочно уведомить об этом сотрудников кредитной организации и заблокировать свои банковские карты и счета», — подчёркнул Веселихин. 

При использовании интернет-сервисов он советует устанавливать и применять сложные пароли, содержащие буквы различного регистра, цифры и специальные символы и ни в коем случае не использовать для входа в личные кабинеты пароли, содержащие имя, дату рождения и иную личную информацию. 

«В настоящее время многие сервисы предоставляют возможность установления двухфакторной аутентификации — подтверждения входа с использованием дополнительного кода, который направляется по sms. Не стоит пренебрегать такой возможностью и на всех сервисах нужно устанавливать двухфакторную аутентификацию, особое внимание уделив личному кабинету на портале Госуслуг, потому что там фактически содержится огромный массив информации о гражданине», — пояснил эксперт. 

Он также указал, что с точки зрения законодательства корректное ведение кода из sms-сообщения является простой электронной подписью гражданина, с помощью которой можно заключить большое количество различных сделок. 

Вредоносное ПО и спам-сообщения 

Веселихин предостерёг граждан от скачивания и установки неизвестных приложений, поскольку они могут содержать вредоносные и шпионские файлы.  

«Здесь следует также понимать, что мошенники иногда используют и официальные приложения, которые находятся в интернет-магазинах и которыми люди пользуются. Здесь речь может идти о приложениях, которые предоставляют доступ к экрану другого устройства. В нашей практике было несколько случаев, когда злоумышленники таким образом получили доступ к тем кодам подтверждения банковских операций, которые приходят на телефон всплывающим сообщением», — отметил Веселихин. 

По его словам, гражданам также не стоит отвечать на спам-сообщения и переходить по указанным в них ссылкам.  

«В настоящее время очень распространено взаимодействие злоумышленников со своими жертвами при помощи социальной инженерии. Я думаю, нет такого человека, которому не звонили специалисты Сбербанка, следователи и просили сообщить какую-то информацию о себе, финансовую информацию, коды из sms-сообщений. В таких случаях стоит немедленно прекращать общение, особенно когда звонки приходят при помощи мессенджеров. Можно перезвонить в ту организацию, представителем которой представился тот человек, который вам звонил, и уточнить, действительно ли там есть те проблемы, о которых вам сообщают», — сказал эксперт. 

Дополнительные меры безопасности 

«Для того, чтобы убедиться, что в отношении вас не заключены договоры займа, не открыты электронные средства платежа, можно предпринимать следующие меры: несколько раз в год рекомендуется проверять свою кредитную историю. Два раза в год получить кредитные отчёты можно бесплатно в каждом бюро, в котором хранится ваша кредитная история», — уточнил Веселихин. 

Он напомнил, что в любой момент также можно бесплатно получить информацию обо всех счетах, открытых на имя гражданина.  

«Сделать это можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте налоговой службы. Кроме того, в личном кабинете на портале Госуслуг вы можете проверить информацию обо всех выданных на ваше имя квалифицированных электронных подписях», — добавил эксперт. 

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде — это самостоятельное структурное подразделение ФГУП «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору. Его юристы занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных.