Государство ведет борьбу с так называемыми «серыми» SIM-картами не первый год. Важный рубеж этой работы, направленной против мошенников, «телефонных» преступников и террористов, ознаменовал внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект №647048-8. 

Изменения в законодательстве нацелены на деанонимизацию мобильных абонентов и как следствие борьбу с мобильными номерами, которые не позволяют идентифицировать личность абонента. 

РАПСИ вместе с экспертами проанализировало, почему так важно ограничивать оборот «серых» SIM-карт, а также рассмотрело положения нового законопроекта.


«Серые» номера как основа преступления

По статистике МВД России, в январе-мае текущего года было зарегистрировано 304,1 тысячи преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, телекоммуникаций или в сфере компьютерной информации. Это на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти половина таких преступлений (46,7%) были совершены с использованием мобильной связи, что на 20,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Злоумышленники, как правило, не используют телефонные номера, по которым правоохранительные органы легко и просто могут установить их личности – в ход идут «серые» SIM-карты, то есть те, которые оформлены на фиктивные, неполные или некорректные паспортные данные. В таком случае найти звонящего чрезвычайно сложно. 

Эксперты уверены, распространение таких «серых» SIM-карт – серьезная угроза для безопасности как отдельных граждан, так и всей страны. 

Кроме того, «серые» SIM-карты являются одним из ключевых компонентов многих схем телефонных мошенников. 


Думается, многим из наших сограждан знакомы звонки с мобильных номеров, когда звонящий представляется служащим банка, сотрудником мобильного оператора, или даже офицером ФСБ. В зависимости от легенды, злоумышленник требует перенаправить деньги на безопасный счет, предоставить данные из смс-сообщений и прочее. Статистика Банка России за 2023 год такова: кибермошенникам удалось похитить со счетов российских граждан 15,8 миллиарда рублей и провести более 1,17 миллиона успешных операций по незаконному выводу средств, что на 33% больше, чем годом ранее. 


Подробнее о телефонном мошенничестве и методах социальной инженерии читайте в материале РАПСИ «Мошенник, банк и я: антропология телефонного аферизма».

С началом СВО «серыми» номерами активно начали пользоваться для достижения своих целей украинские спецслужбы, террористы и прочие лица, преступные намерения которых куда опаснее для общества, чем простое мошенничество. Так, с середины 2022 года по стране покатилась целая волна новостей о совершенных нашими же гражданами поджогах релейных шкафов на железных дорогах, военкоматов, различного рода диверсий и терактов.

Методы вербовки на совершение противоправных деяний различны – от давления на корыстные мотивы до угроз и шантажа. А вот средствами такой вербовки, как правило, становятся мобильная связь и интернет. Даже если жертва телефонной атаки оперативно обратиться в правоохранительные органы в связи с поступившим ей звонком с предложением (требованием) совершить, например, диверсию, найти звонившего будет крайне сложно. 


Таким образом, борьба с «серыми» SIM-картами становится элементом защиты государственной безопасности.


Помимо этого, «серыми» номерами так же активно пользуются распространители наркотических веществ, продавцы оружия, вымогатели и другие представители криминального мира, а также всевозможные онлайн-хулиганы, занимающиеся буллингом, кибер-травлей: их почти невозможно идентифицировать, и поэтому они ощущают свою полную безнаказанность. 

Как видим, в целом проблема «серых» SIM-карт весьма обширна. Масштабы распространенности таких SIM-карт также впечатляют. По сообщениям Роскомнадзора, с 1 ноября 2023 года было выявлено 76,9 миллиона нарушений достоверности сведений об абонентах. Из них 69,8 миллиона нарушений исправлены - операторы внесли корректные данные. 3,7 миллиона SIM-карт, оформленных с нарушениями, заблокированы, либо договоры по ним были расторгнуты, из них большая часть – в первое полугодие текущего года. 

Кроме того, ведомство выявило, что на сегодняшний день 265 человек имеют более чем 1 тысячи SIM-карт каждый. В общей сложности они владеют свыше 1,1 миллиона мобильных номеров.

В данном контексте все больше экспертов высказывается в пользу ужесточения ответственности, вплоть до уголовной, для реализаторов «серых» мобильных номеров. Кроме того, в вопросе их распространения предлагается также учитывать и ответственность мобильных операторов. Когда «серые» SIM-карты бесконтрольно продаются или раздаются годами ни о каких случайностях и совпадениях речи быть не может, уверены специалисты. 

Учитывая текущую геополитическую ситуацию, многие эксперты сходятся во мнении, что иностранцы не должны иметь легкий доступ к российским SIM-картам. Каждый из тех, кто выразит желание приобрести национальный мобильный номер РФ, должен быть идентифицирован по широкому спектру признаков. Это необходимо в целях безопасности российских граждан.

Строже всего правила станут для абонентов-иностранцев

Предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере оборота SIM-карт получили свое выражение в новом законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части уточнения особенностей оказания услуг связи), который был внесен на рассмотрение в Госдуму в начале лета и уже принят депутатами в первом чтении.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, изменения помогут при оказании услуг мобильной связи упорядочить взаимоотношения между операторами и абонентами, в том числе иностранными гражданами. Также предлагаемые меры позволят предотвратить противоправные действия со стороны абонентов.

Важнейшие положения рассматриваемого проекта закона касаются порядка заключения договоров об оказании услуг мобильной связи с иностранцами.

Так, если документ будет принят и вступит в силу, то заключение договора об оказании услуг мобильной связи с иностранцами будет возможно только при очном посещении офиса или пункта продаж операторов связи/дилеров и при прохождении идентификации и (или) аутентификации с использованием «Единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных». 

Прошлый порядок идентификации по паспорту сохранят только для дипломатов и приравненных к ним лиц и представителей международных организаций. Ожидается, это повысит степень достоверной идентификации иностранцев в месте заключения договора и обеспечит корректную привязку персональных данных таких абонентов к выдаваемым абонентским номерам. 

В договоры с иностранцами также в обязательном порядке будет вносится информация о коде идентификации применяемого устройства (IMEI), то есть иностранец не сможет использовать SIM-карту на другом устройстве, не указанном в договоре - при перестановке карточка заблокируется. 

Заключая договор с абонентом-юридическим лицом или ИП, когда пользователем услугами связи является иностранец, в договоре также нужно будет указать информацию о его трудовых отношениях с абонентом-юрлицом или ИП, если SIM-карта используется как служебная. 


Законопроект также предусматривает, что иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть выделено суммарно не более 10 абонентских номеров. 


Инициаторы считают, что все это позволит повысить степень корректной идентификации абонентов-иностранцев в сети связи.

Законопроект также решает вопрос об использовании тех SIM-карт, которые уже будут находиться в обороте к моменту вступления его в силу. Так, с абонентами-иностранцами, заключившими договоры на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу законопроекта, необходимо будет заключить новые договоры с учетом новых требований до 1 марта 2025 года.

В случае неисполнения соответствующих требований оператор будет обязан прекратить оказание услуг связи по соответствующим договорам. 

Звонков от мошенников станет меньше

Законопроект также обязывает оператора связи до начала оказания услуг оповещать абонентов обо всех зарегистрированных на них договорах об оказании услуг связи с возможностью приостановить обслуживание по тем номерам, на которые в действительности договор абонентом не заключался. 

Такое оповещение операторы будут направлять абоненту через портал «Госуслуги» и с помощью смс-сообщений. На портале «Госуслуги», как обещают, появится новый раздел «Мои SIM-карты», в котором и будут указываться все телефонные номера, оформленные на паспортные данные конкретного физического лица.

Несмотря на то, что к законопроекту возникли некоторые несущественные замечания, касающиеся юридической техники и необходимости лингвостилистической корректировки текста проекта, концептуально законопроект встречен правоприменителями и правовым сообществом весьма позитивно.

Эксперты отмечают, что планируемое ужесточения правил продажи SIM-карт не принесет никаких негативных последствий для законопослушных граждан, использующих свой номер исключительно в легальных целях - как правило, россияне не покупают SIM-карты настолько часто, чтобы верификация и прочие усложнения действительно доставили им неудобство. 


В то же время, законопроект действительно может серьезно усложнить нелегальный доступ к услугам мобильной связи, сделать часть мошеннических схем полностью нереализуемыми, снизить риски для людей и национальной безопасности.


Если законопроект будет принят, то оценить, насколько действенным на практике окажется новое регулирование, сможет каждый, у кого есть мобильный телефон – например, многое станет понятным по сократившемуся количеству звонков из лже-банков, от фейковых полицейских и псевдо-сотрудников ФСБ, прочих телефонных мошенников.

Мнения экспертов:

Рифат Сабитов, председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ, заместитель генерального директора - руководитель регионального департамента ВГТРК:

«Необходимость навести порядок на рынке SIM-карт с тем, чтобы пресечь распространение опасного и вредоносного контента, мошенничества с использованием так называемых «серых симок», номеров без идентифицированного владельца, совершенно очевидна и давно назрела. Каждый из нас, иногда по насколько рад в день, становится объектом агрессивной атаки с таких номеров: звонки, рассылки в мессенджерах, от которых невозможно отделаться. Порядок оборота SIM-карт должен быть прозрачен и понятен. Нужна верификация абонента, необходимо сверить данные пользователей уже выпущенных SIM-карт, чем сейчас активно заняты сотовые операторы.

Для россиян при оформлении SIM-карты достаточным остается наличие паспорта, законопроект предусматривает также обязанность операторов сотовой связи размещать сведения о зарегистрированных номерах гражданина на портале Госуслуг. Это позволит нам самим контролировать, какие договоры с операторами сотовой связи мы заключили, если заключили, и используем.

Более жесткий порядок предусмотрен для иностранных граждан, желающих приобрести российскую SIM-карту. Здесь нужны уже биометрические данные и идентификация устройства, на котором карта будет использована. Дополнительно ограничивается количество мобильных номеров, закрепленных за одним человеком. И это правильно, ритейлеры услуг сотовой связи ориентированы на российские паспорта, верифицировать различные формы иностранных документов для них проблематично, нужны дополнительные меры защиты.

В этой связи полагаю законопроект актуальным. Мы оценим, насколько, в случае его принятия и вступления в силу, очистится среда мобильной связи, уменьшатся спам и противозаконный контент. Вполне вероятно, что и для российских пользователей целесообразно будет ввести более жесткие требования для оформления SIM-карт.

Что касается мер ответственности за торговлю серыми SIM-картами, что очевидно противозаконно, то она должна быть сообразна наносимому вреду. Поэтому, полагаю, можно говорить и об уголовной ответственности».

Александр Малькевич, первый зампред комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ, сопредседатель Координационного совета по интеграции новых субъектов России при ОП РФ:

«Любая анонимность играет на руку преступным элементам. Это же касается и «серых» SIM-карт, которые являются значительной угрозой для безопасности наших граждан и нашей страны. Возможность приобрести «серую» SIM-карту, оформленную на подставное лицо – раздолье для мошенников, террористов и украинских спецслужб. И нужно понимать, что спрос рождает предложение. Как мы знаем, подавляющее большинство анонимных звонков от мошенников идет с территории Украины. Таким образом, каждый желающий приобрести «серую» SIM-карту может быть потенциальным врагом, или как минимум преступником. Возможно, это звучит жестко, но, когда речь идет про безопасность людей, иначе просто нельзя.

При разработке подобных мер нужно учитывать и интересы законопослушных граждан – они не должны пострадать от того, что изначально предназначается для преступников. В новом законопроекте есть предпосылки решения подобных проблем – верификация через портал «Госуслуги». Еще, конечно, не забываем про отдельные правила оборота SIM-карт для иностранцев – ограничение количества карт и продажа только после регистрации в Единой биометрической системе. Стоит отметить, что те или иные меры контроля использования SIM-карт иностранцами есть во многих других государствах, и появились они тоже не просто на ровном месте. 

Есть еще одна категория граждан, которая находится как бы посередине – они пользуются «серыми» SIM-картами, но в бытовых целях. Например, чтобы получить скидку за первый заказ на маркетплейсе. До них необходимо донести, что своими «бытовыми» действиями они стимулируют предложение на рынке таких карт, которым затем пользуются криминальные элементы и представители недружественных стран. Кроме того, нужно понимать, что такие SIM-карты зарегистрированы на подставное физическое или юридическое лицо, то есть на мошенников. Поэтому если человек начнет пользоваться «серой» SIM-картой, заходя, например, в социальные сети, мессенджеры, банковские приложения, его персональные данные и деньги попадут в руки злоумышленников.

Может сложиться впечатление, что я считаю виноватыми во всей этой ситуации исключительно пользователей. Ни в коем случае – в вопросе распространения «серых» SIM-карт значительная доля ответственности лежит на операторах. Конечно, по той или иной случайности на рынок действительно может попасть несколько «серых» SIM-карт – каждый иногда допускает оплошности. Но когда «серые» SIM-карты бесконтрольно продаются или раздаются годами, ни о каких случайностях и совпадениях речи быть не может. Это больше напоминает пособничество.

Законопроект продолжает рассматриваться в Государственной Думе РФ и, на мой взгляд, в нем можно было бы предусмотреть дополнительные меры ответственности. Например, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Артем Кирьянов озвучил в Общественной палате РФ интересную дополнительную меру: должен быть законодательно прописанный механизм по принудительной блокировке звонков с подозрительных номеров и SIM-карт.

Касаемо уголовной ответственности за реализацию «серых» SIM-карт. Возможно, такая мера целесообразна для физического лица, который этим занимается. Простого штрафа недостаточно – если такой человек состоит в преступной группе, товарищи без проблем помогут погасить его, и спустя некоторое время он может снова быть замечен возле входа в метро с пачкой SIM-карт. Если же речь идет про ответственности для оператора, думаю, что тут вполне уместен оборотный штраф как минимум, учитывая последствия от распространения таких карт.

Идентификация пользователя SIM-карты – важный шаг в сторону безопасности каждого отдельного гражданина нашей страны. Если он законопослушный, ему совершенно нечего опасаться. И будем надеяться, что лишних неудобств у него тоже не появится. Мошенникам же, напротив, это серьезно усложнит жизнь, либо вовсе сделает использование таких SIM-карт невозможным. Это тот самый случай, когда анонимность не несет никаких благ, а лишь вредит тем, кто живет честно и соблюдает законы своей страны».

Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике:

«Недавно в Госдуму был внесен законопроект, авторами которого стали председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Согласно этому законопроекту, на «Госуслугах» должен появится раздел «Мои SIM-карты», чтобы пользователь видел, какие номера оформлены на его паспортные данные, и мог прекращать обслуживание неиспользуемых. 

В условиях СВО под особым подозрением находятся иностранные граждане, поэтому законопроект также предусматривает введение по отношению к ним особых требований. 

В целом, необходимо донести до россиян опасность «серых» SIM-карт. Они могут быть зарегистрированы на подставное физическое или юридическое лицо, то есть на мошенников. Поэтому если человек начнет пользоваться такой «серой» SIM-картой, заходя в социальные сети, мессенджеры, банковские приложения, его персональные данные и деньги попадут в руки злоумышленников. «Серые» SIM-карты являются одним из ключевых компонентов многих мошеннических схем, поэтому искоренение их нелегального распространения станет серьезным препятствием для преступной деятельности. 

Необходимо учитывать, что «серые» SIM-карты в определенной степени привлекательны и для простых россиян, не мошенников, которые используют их в утилитарных целях. Например, оставляют «серый» номер в различных приложениях и при оформлении карт лояльности, чтобы не сталкиваться потом с SMS-спамом на основном номере. Стремление защитить свой основной номер можно понять, но «серая» SIM-карта для этого не нужна, достаточно оформить второй номер на свое имя и использовать схожим образом. 

Активное применение простыми гражданами «серых» SIM-карт лишь подогревает спрос на эту услугу и «раздувает» рынок, что способствует росту преступлений. С последствиями такой халатности вынуждены бороться власти, в том числе правоохранительные органы. Персональные данные людей по ценности – фактически «цифровая нефть». Утечка персональных данных — это прежде всего удар по безопасности граждан. Самое меньшее, что может грозить жертвам таких инцидентов, получение спам-звонков и сообщений. В противном случае россияне могут столкнуться с самими настоящими мошенниками и вымогателями и понести финансовые потери.

Еще одной «зоной риска» для персональных данных пользователей сегодня стали VPN-сервисы. Приложения ни раз ловили на халатном отношении к личным данным пользователей. Кроме того, не редки и случаи слива баз данных таких сервисов в даркнет или же продажа их третьим лицам. Сегодня, ко всему прочему, VPN превратились в мощный инструмент злоумышленников, с помощью которого они могут доставить немало проблем пользователям. Начиная от спам-рассылок и заканчивая серьезным мошенничеством с вымогательствами.

Я думаю, что все-таки вводить уголовную ответственность, то есть специальный состав в Уголовный кодекс по SIM-картам пока не нужно, потому что целый ряд действий с SIM-картами и так подпадает под Уголовный кодекс. В том числе вижу возможность обратиться к статье о мошенничестве. 

Что касается административной ответственности, конечно, здесь она должна быть серьезно выше, чем на сегодняшний день. То есть, возможно, надо пересмотреть ответственность за нелегальный оборот SIM-карт в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Соответственно, должна быть предусмотрена ответственность как для физических, так и юридических лиц».

Александр Хинштейн, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

Под давлением государства «серый» рынок изменился — так, теперь на первый план вышла проблема держателей тысяч «симок». По статистике Роскомнадзора, более миллиона сотовых номеров зарегистрированы в общей сложности всего на 256 человек. Как и кто их использует, остается только догадываться.

Еще в конце 2020 года мы дали Роскомнадзору возможность блокировки «серых» SIM-карт, когда были приняты поправки к закону «О связи». С тех пор операторы обязаны проверять в ЕСИА портала Госуслуг информацию, внесенную юридическими лицами и ИП, являющимися корпоративными абонентами, и о физических лицах. Регулятор благодаря этому проводит комплексную работу по выявлению и блокировке сомнительных «симок» — с 2024 года те SIM-карты, пользователи которых не могут подтвердить свои данные, просто перестают работать.