Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Вечернее заседание 7 января

Нюрнберг, 7 января. (ТАСС). Вечернее заседание трибунала 7 января началось с допроса свидетеля Эриха фон ден Бах-Зелевского. Он, будучи членом гитлеровской партии с 1930 года, занимал в фашистской Германии видное положение, руководил пограничными частями СС в отдельных районах. Со времени захвата гитлеровцами власти и до конца войны он был депутатом гитлеровского так называемого рейхстага. К началу войны с Советским Союзом свидетель был группенфюрером СС и генерал-лейтенантом, а уже в ноябре 1941 года получил повышение, став обергруппенфюрером СС и генералом войск СС.

На вопрос представителя американского обвинения полковника Тейлора, какой пост занимал свидетель после начала войны против Советского Союза, Бах-Зелевский отвечает, что он был высшим руководителем полиции и СС в тылах немецкой армейской группы «Центр». По его словам, его основная деятельность заключалась в действиях против партизан. Непосредственным начальником свидетеля в то время был Гиммлер.

Представитель обвинения спрашивает свидетеля, что ему известно о действиях «эйнзатцгрупп». Бах-Зелевский отвечает, что эти подразделения не играли важной роли в операциях большого масштаба против партизан. Основная задача «эйнзатцгрупп» заключалась в уничтожении евреев, цыган и политических комиссаров.

Обвинитель: Какие же силы применялись тогда для больших антипартизанских действий?

Свидетель: Для борьбы против партизан были предназначены специальные подразделения войск СС, полиции безопасности и, в первую очередь, войсковые части. Из подразделений регулярной армии против партизан использовались охранные батальоны, части, охранявшие военные объекты, например, железнодорожные магистрали, а позже и специальные подразделения «Аларма» - так называемые подразделения тревоги.

Уточняя деятельность свидетеля на посту руководителя антипартизанской борьбы, представитель обвинения устанавливает, что в тылу группы «Центр» Бах-Зелевский находился до конца 1942 года, а с 1943 года стал начальником соединения, задачей которого была антипартизанская борьба на всем Восточном фронте. На этом поприще свидетель при исполнении своих обязанностей сотрудничал с руководителями командования войсковых групп, верховным командованием вооруженных сил и также с Гиммлером. Отвечая на вопрос обвинителя, свидетель перечисляет фамилии немецких генералов, командующих войсковыми группами, с которыми ему приходилось совещаться и проводить совместную борьбу против партизан.

Представитель обвинения интересуется, в каком соотношении применялись в этих операциях регулярные войска, полицейские части и части СС. В ответ свидетель заявляет, что основные действия против партизан осуществлялись главным образом подразделениями вооруженных сил. Отвечая на дальнейшие вопросы полковника Тейлора, Бах-Зелевский показывает, что, в зависимости от обстановки, антипартизанские соединения действовали либо под командой офицеров вооруженных сил, либо офицеров СС, смотря по тому, какие части выделяли большее количество войск для выполнения этого задания. Тем самым обвинитель устанавливает полную и органическую связь немецкой армии, службу безопасности и СС в борьбе против партизан на находившейся под немецкой оккупацией советской территории.

Полковник Тейлор спрашивает далее, издавали ли военные руководители инструкции о том, что антипартизанские действия должны проводиться жестоко и безжалостно. На это свидетель отвечает утвердительно. Младшим начальникам, показывает он, была предоставлена самостоятельность действий. Эти меры привели к убийству большого числа лиц из гражданского населения.

В заключение обвинитель спрашивает, существовал ли приказ, изданный высшим военным начальством, что германские солдаты, совершившие нападение на гражданское население, не должны наказываться военными судами. Свидетель отвечает, что такой приказ был издан.

(Известия, 9 января 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены