Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Раздел III. Военные преступления

(Устав Международного Военного Трибунала, статья 6, особенно статья 6 (b)

Формула обвинения

Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года в Германии и во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 г., а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море. 

Все обвиняемые, действуя по уговору с другими, составили и выполнили общий план или заговор с целью совершить военные преступления, как они определяются в статье 6 (Ь) Устава этого трибунала. Этот план повлек за собой, в числе других преступных действий, практику «тотальной войны», включающую методы боевых действий и военной оккупации, прямо противоречащие законам и обычаям войны, и совершение преступлений на полях сражении при столкновениях с вражескими армиями и против военнопленных, а на оккупированной территории против гражданского населения этих территорий. 

Указанные военные преступления были совершены обвиняемыми и другими лицами, за чьи действия обвиняемые несут ответственность (по статье 6 Устава этого трибунала), поскольку эти другие лица, совершая военные преступления, осуществляли свои действия во исполнение общего плана и заговора, имевшего целью совершить упомянутые военные преступления, плана и заговора, в разработке и выполнении которого все обвиняемые участвовали как руководители, организаторы, подстрекатели и соучастники. 

Эти методы и преступления явились нарушениями международных конвенций, внутренних уголовных законов и общих принципов уголовного права, как эти принципы вытекают из уголовного права всех цивилизованных наций. Они были связаны с систематической линией поведения обвиняемых я явились частью этого поведения. 

Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированной территории и в открытом море. 

В течение всего времени оккупации ими территорий, захваченных их вооруженными силами, обвиняемые, с целью систематического терроризирования жителей, убивали я мучили граждан, жестоко обращались с ними и заключали их в тюрьмы без законного судебного процесса.

Убийства и жестокое обращение производились различными способами, включая расстрелы, повешение, отравление газом, доведение до голодной смерти, чрезмерную скученность, систематическое содержание впроголодь, систематическое принуждение к работе, непосильной для тех, на кого она возлагалась, несоответствующее санитарное и медицинское обслуживание, избиения, жестокости и пытки всех видов, включая пытки каленым железом и вырывание ногтей, и производство опытов над живыми людьми путем оперирования их, и другие способы. На некоторых оккупированных территориях обвиняемые препятствовали отправлению религиозных обрядов, преследовали духовенство и монахов и экспроприировали церковную собственность. Они проводили умышленное и систематическое истребление народов, т. е. массовое истребление людей, принадлежащих к определенным расам и национальным группам, умерщвление гражданского населения оккупированных территорий с тем, чтобы уничтожить отдельные расы и слои населения, а также национальные, расовые и религиозные группы. Лица гражданского населения систематически подвергались пыткам всех видов с целью получения от них разных сведений. 

Гражданское население оккупированных стран подвергалось систематически так называемому «предварительному заключению»: лица арестовывались и заключались в тюрьму без всякого суда и какой-либо обычной законной процедуры и содержались в тюрьме в самых антисанитарных и нечеловеческих условиях. В концентрационных лагерях было много заключенных, которые были отнесены к категории, называемой «мрак и туман». Эти заключенные были целиком отрезаны от внешнего мира, и им не позволялось ни посылать писем, ни получать их. Они бесследно исчезали, и германские власти никогда ничего не сообщали об их судьбе. 

Такие убийства и жестокое обращение противоречат международным конвенциям, в частности, статье 46 Гаагских Правил 1907 года, противоречат законам и обычаям войны, общим принципам уголовного права, как они вытекают из уголовных законов всех цивилизованных наций, внутреннему уголовному праву стран, в которых такие преступления совершались, и предусмотрены статьей 6 (b) Устава этого Трибунала. 

Такие убийства и жестокое обращение имели место в концентрационных лагерях и подобных учреждениях, устроенных обвиняемыми, и в частности, в концентрационных лагерях в Бельзен, Бухенвальд, Дахау, Бриндонк, Грини, Нацвейлер, Равенсбрюк, Вигхт и Амерсфурт, и в значительном количестве крупных и мелких городов и деревень, включая Орадур Сюр Глан, Трондгейм и Осло. 

Преступления, совершенные во Франции или против французских граждан, совершались в следующих формах:

Произвольные аресты совершались по политическим и расовым мотивам; они были как индивидуальными, так и коллективными. Эти аресты сопровождались жестоким обращением и пытками, производившимися самыми разнообразными способами, такими, как погружение в ледяную воду, удушение, вывертывание конечностей, и использование таких инструментов пытки, как железный шлем и электрический ток, что практиковалось во всех тюрьмах Франции, особенно Париже, Лионе, Марселе, Ренне, Меце, Клермон-Ферране, Тулузе, Ницце, Гренобле, Аннэси, Аррасс, Бетюне, Лилле, Лоосе, Валенсьен, Нанси, Труа и Кан, и камерах пыток, оборудованных в застенках Гестапо. 

В концентрационных лагерях условия жизни и режим были таковы, что процент смертности (приписываемой якобы естественным причинам) достиг огромных размеров. 

Способы, применяемые для истребления людей в концентрационных лагерях, были: жестокое обращение, псевдонаучные опыты (стерилизация женщин в Освенциме и Равенсбрюке, искусственное заражение раком матки в Освенциме, тифом в Бухенвальде, анатомическое «исследование» в Нацвейлере, инъекция области сердца в Бухенвальде, пересадка костей и вырезывание мышц в Равенсбрюке и т. д.), газовые камеры, «душегубки» и печи для кремации. Из 228.000 насильно угнанных французов, арестованных по политическим и расовым мотивам, в концентрационных лагерях осталось в живых только 28.000. 

Далее в обвинительном заключении излагаются факты пыток, жестокого обращения и истребления населения Франции, Дании, Бельгии, Голландии Люксембурге и Италии. 

С 1 сентября 1939 года, когда германские вооруженные силы вторглись в Польшу, и с 22 июня 1941 года, когда они вторглись в СССР, германское правительство и германское верховное командование начали проводить систематическую политику убийства гражданского населения восточных стран и жестокого обращения с ним по мере того, как эти страны оккупировались немецкими вооруженными силами. Эти убийства и жестокое обращение продолжались непрерывно до того времени, пока германские вооруженные силы не были изгнаны из этих стран. 

Около 1.500.000 человек были истреблены в Майданеке и около 4.000.000 человек были истреблены в Освенциме, среди них граждане СССР, Польши, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Чехословакии, Франции и других стран. 

В Львовской области и в гор. Львове немцы истребили около 700.000 советских людей, включая 70 работников искусства, науки и техники, а также граждан США, Великобритании, Чехословакии, Югославии и Нидерландов, доставленных в эту область из других концентрационных лагерей. 

В еврейском гетто с 7 сентября 1941 года по 6 июля 1943 года свыше 133.000 человек были замучены и расстреляны. 

В Яновском лагере было уничтожено 200.000 мирных граждан. Наиболее изощренные методы жестокости применялись во время этого истребления, как то: распарывание животов и замораживание людей в кадках с водой. Массовые расстрелы проводились под музыкальное со провождение оркестра, составленного из заключенных. 

Начиная с июня 1943 года немцы проводили мероприятия, направленные к тому, чтобы скрыть следы, своих преступлений. Они выкапывали из земли трупы и сжигали их, дробили кости в машинах и использовали их в качестве удобрения. 

В начале 1944 года в Озаричевском районе Белорусской ССР, до освобождения ее Красной Армией, немцы создали 3 концентрационных лагеря на открытом воздухе, в которые они поместили десятки тысяч людей из соседних местностей. Они привезли много людей в эти лагери специально из тифозных госпиталей с целью заражения других заключенных и распространения заболеваний на территориях, откуда немцы изгонялись Красной Армией. В этих лагерях совершалось много убийств и преступлений. 

В Эстонской ССР они расстреляли десятки тысяч людей, и только в один день 19 сентября 1944 года в лагере Клога немцы расстреляли 2.000 мирных граждан. Трупы они сожгли на кострах. 

В Литовской ССР имели место массовые убийства советских граждан, а именно: в Панорах по меньшей мере 100.000, Каунасе больше 70.000, в Алитусе около 60.000, в Пренай свыше 3.000, в Вильямноле около 8.000, в Мариамполе около 7.000 и в соседних городах 37.640 человек. 

В Латвийской ССР было убито 577.000 человек. 

В Смоленской области уничтожено свыше 135.000 советских граждан. 

В Ленинградской области было убито и замучено свыше 172.000 человек, включая свыше 20.000 человек, которые погибли в г. Ленинграде в результате варварских артиллерийских обстрелов и бомбежек.

В Ставропольском крае в противотанковом рву, недалеко от станция Минеральные Воды, и в других городах были истреблены десятки тысяч людей. В Пятигорске многие были подвергнуты пыткам и преступному обращению, включая подвешивание к потолку и другие способы. Многие жертвы этих пыток были затем расстреляны. 

В Краснодаре около 6.700 человек гражданского населения были убиты путем отравления газом в «душегубках» или были замучены и расстреляны. 

В Сталинградской области более 40.000 человек были убиты и замучены. После того, как немцы были изгнаны из Сталинграда, было найдено больше тысячи изувеченных трупов местных жителей, на которых были следы пыток. У 139 женщин руки были мучительно скручены назад и связаны проволокой. У некоторых из них были отрезаны груди, уши, пальцы рук и ног. На их телах были следы ожогов. На трупах мужчин была выжжена железом или вырезана ножом пятиконечная звезда. У некоторых из них были распороты животы. 

В Орле было убито более 5.000 человек. 

В Новгороде и в Новгородской области многие тысячи советских граждан были расстреляны, погибли от голода и пыток. В Минске десятки тысяч граждан были убиты таким же образом. 

В Крыму мирные граждане были погружены на баржи, вывезены в море и потоплены. Таким путем было уничтожено свыше 144.000 человек. 

На Советской Украине имели место чудовищные преступные акты нацистских заговорщиков. В Бабьем Яру, вблизи Киева, они расстреляли свыше 100.000 мужчин, женщин, детей и стариков. В этом городе в январе 1942 года, после взрыва в немецком штабе на Дзержинской улице, немцы арестовали в качестве заложников 1.250 человек стариков, несовершеннолетних, женщин с грудными детьми. В Киеве они убили свыше 195.000 человек. 

В Ровно и в Ровенской области, они убили и замучили свыше 100.000 мирных граждан. 

В Днепропетровске, вблизи Транспортного института, они расстреляли и бросили живыми в огромный овраг 11.000 женщин, стариков и детей. 

В Каменец-Подольской области 31.000 евреев были убиты и уничтожены, включая 13.000 человек, привезенных из Венгрии. 

В Одесской области было убито, по меньшей мере, 200.000 советских граждан. 

В Харькове около 195.000 человек были замучены, расстреляны или удушены в «душегубках». 

В Гомеле немцы собрали местных жителей в тюрьму, подвергали их пыткам, а затем привели в центр города и публично расстреляли. 

В городе Лида Гродненской области 8 мал 1942 г. 5.670 человек были раздеты догола, согнаны по 100 человек в одно место и затем расстреляны из пулемета. Многие были брошены в могилы еще живыми. 

Наряду со взрослыми нацистские заговорщики безжалостно истребляли даже детей. Они убивали их вместе с их родителями, группами и поодиночке. Они убивали их в детских домах, в больницах, заживо хороня в могилах, бросая в огонь, протыкая их штыками, отравляя их, производя над ними опыты, беря у них кровь для немецких солдат, бросая их в тюрьмы, гестаповские камеры пыток и концентрационные лагери, где дети умирали от голода, пыток и эпидемических заболеваний. 

С 6 сентября по 24 ноября 1942 года в районе Бреста, Пинска, Кобрина, Дивина, Малориты и Березы-Картусской около 400 детей были расстреляны немецкими карательными отрядами. 

В Яновском лагере в городе Львове немцы убили 8.000 детей за 2 месяца. 

На курорте Теберда немцы истребили 500 детей, страдавших костным туберкулезом, которые были на лечении в санатории. 

На территории Латвийской ССР немецкие захватчики убили тысячи детей, которых они привезли туда вместе с родителями из Белорусской ССР и из Калининской, Калужской и др. областей РСФСР.

Далее в обвинительном заключении приводятся факты истребления немцами населения в Чехословакия, Югославия и Греции. 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены