Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Нюрнберг, 21 февраля (ТАСС). На вечернем заседании трибунала представитель советского обвинения тов. Рагинский закончил представление доказательств преступного разграбления гитлеровцами культурных ценностей в оккупированных районах Советского Союза. Разграбление проводилось одновременно или предшествовало сознательному варварскому разрушению культурных и исторических памятников народов советских республик. Обвинитель перечисляет разрушения, учиненные немцами в городе Пушкине, где они сожгли значительную часть Екатерининского дворца, в результате чего погибла знаменитая растреллиевская трехсотлетняя анфилада парадных зал. Разрушен большой зал этого дворца, уничтожены уникальные плафоны работы Торелли, Жордано, Брюллова и других крупнейших итальянских и русских мастеров, со стен китайской гостиной и спальной Александра I содран и похищен старинный расписной китайский шелк XVIII века. Разгромлена и разграблена изумительная по своей внутренней отделке дворцовая церковь, одно из лучших произведений Растрелли. Гитлеровские бандиты разгромили в Пушкине Александровский дворец, построенный в конце XVIII века знаменитым зодчим Кваренги. Вся музейная мебель, хранившаяся в подвалах Екатерининского и Александровского дворцов, предметы художественного фарфора и книги из дворцовых библиотек вывезены в Германию.

Гитлеровцы разграбили также Павловский дворец в городе Павловске. Они увезли в Германию дворцовую мебель, сняли паркет из дорогого дерева, украли все украшения со стен, барельефы и гобелены, стенные и потолочные плафоны. С типично немецкой алчностью они сняли даже все ручки и дверные украшения из бронзы и дерева.

Отступая, фашистские вандалы подожгли Павловский дворец, большая часть здания совершенно сгорела.

Обвинитель цитирует выводы Чрезвычайной Государственной Комиссии, которая доказывает, что «разрушение памятников искусства в Петродворце, Пушкине и Павловске произведено по прямому указанию германского правительства и верховного командования офицерами и солдатами германской армии».

Разграбление Новгорода, Пскова, Смоленска

Делая ставку на уничтожение русского народа, гитлеровские варвары стремились уничтожить его богатую культуру и самобытную историю. Повсеместно, где побывали немецкие орды, они разрушали культурные центры, исторические и культурные памятники. Не случайно особенно жестокому разрушению подверглись древние русские города Новгород, Псков и Смоленск. «Новгород и Псков, - говорит обвинитель, - одни из тех исторических центров, в которых русский народ создавал свою государственность. В течение столетий здесь процветала культура. Она оставила богатое наследие, которое представляет собой драгоценное достояние нашего народа. Благодаря многочисленным сохранившимся памятникам древнего церковного и гражданского зодчества, стенным росписям, произведениям живописи, скульптуры и прикладного искусства Новгород и Псков справедливо назывались кафедрами русской истории. Гитлеровские варвары разрушили в городе Новгороде много ценнейших памятников русского и мирового искусства XI-XII веков. Ими разрушен один из древнейших памятников русского зодчества и первое каменное здание Новгорода – Софийский собор, созданный в XI веке и являвшийся хранилищем многих исторических реликвий». Немцы по приказу командующего 18-й германской армией Линдемана разрушили монументальный памятник – «Тысячелетие России» и пытались увезти его металлические части в Германию для плавки. Церковь Успения на Болотовом поле превращена немцами в груду камня и кирпича. Церковь Благовещения на Аркаже, построенная в XII веке, была превращена в дот и казарменное помещение.

С таким же злобным ожесточением немцы разрушили другой древнейший русский город – Смоленск. Сначала главный штаб Розенберга по изъятию и вывозу ценностей из оккупированных районов, создавший специальное отделение в Смоленске, вывез в Германию ценнейшие коллекции четырех смоленских музеев. Затем гитлеровцы разграбили церкви и библиотеки. После этого они приступили к разрушению культурных очагов города. Они сожгли или взорвали 22 школы, восемь детских домов, несколько библиотек, в которых погибло 640 тысяч книг. Они сожгли крепость, построенную в XII веке. Ивано-Богословская церковь, построенная также в XII веке, была взорвана немцами при отступлении из Смоленска. Кроме того, гитлеровцы сожгли Спасскую церковь постройки XVIII века, Духовскую церковь постройки XVIII века и Покровскую церковь постройки XIX века. Ими были взорваны Верхне-Никольская и Введенская церкви. Немцы увезли в Германию бронзовый памятник Кутузову и пушки с памятника 1812 года.

Обвинитель приводит доказательства колоссального размаха грабежа и разрушений, учиненных немцами в Белоруссии, особенно в ее столице Минске. Гитлеровский комиссар Белоруссии Кубе в специальном письме жаловался Розенбергу, что «генерал Штубенраух захватил с собой из Минска ценнейшую часть коллекции и повез их в область военных действий. Зондерфюреры, фамилии которых мне еще не были сообщены, увезли три грузовика мебели, картин и предметов искусства». В том же письме Кубе сообщалось: «В Минске находилась большая, частично очень ценная коллекция художественных изделий и полотен, которая сейчас почти без остатка вывезена из города. По приказу имперского руководителя СС Гиммлера большинство картин было упаковано эсэсовцами и отослано в Германию, частично еще в то время, когда я возглавлял ведомство. Речь идет о миллионных ценностях, изъятых из генерального округа Белоруссии». Помимо этого, немцы разрушили белорусский университет, разгромили Академию наук с 9-ю институтами, уничтожили государственную картинную галерею, разрушили в Минске 47 школ, 24 детских сада, дворец пионеров и 5 поликлиник. Немцы вывезли в Германию ценнейший книжный фонд Белоруссии, в том числе 300 тысяч томов, принадлежащих Академии наук.

Итоги разрушительной деятельности немцев на территории Советского Союза

Подводя итог грабительской и разрушительной деятельности немцев на оккупированных территориях Советского Союза, обвинитель приводит данные Чрезвычайной Государственной Комиссии, которая отмечает, что немцы уничтожили 120 санаториев и 150 домов отдыха, принадлежавших профсоюзам, разрушили и разграбили 82 тысячи начальных и средних школ, полностью или частично разрушили 334 высших учебных заведений, расхитили и уничтожили свыше 100 миллионов книг, принадлежавших массовым библиотекам. Немецко-фашистские захватчики уничтожили 605 научно-исследовательских институтов, разрушили и разграбили 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 государственных санаториев, 656 домов отдыха, 427 музеев и 44 тысячи театров, клубов и красных уголков.

«Солдаты и офицеры, - говорит обвинитель, - устраивали в храмах кровавые расправы, держали в церквах лошадей и собак, надевали на себя церковное облачение, из икон устраивали нары для спанья». Ссылаясь на ноту Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. М. Молотова от 27 апреля 1942 года, обвинитель заявляет, что только в 13 районах Московской области немецкие оккупанты разрушили 42 церкви. Всего же ими разрушено полностью и частично повреждено 1.670 церквей, 69 часовен, 237 римско-католических костелов, 4 мечети, 532 синагоги и 254 других зданий религиозных культов.

Подводя итог своему выступлению, обвинитель Рагинский говорит: «Можно восстановить фабрики и заводы, взорванные и сожженные немцами, но навсегда потеряны для человечества неповторимые произведения искусства, которые гитлеровцы варварски уничтожили, как и невозвратимы миллионы человеческих жизней, погубленных фашистами в Освенциме и Треблинке, в Бабьем Яру и Керчи. Дерзновенно посягая на будущее человечества, гитлеровцы топтали лучшее наследие его прошлого. В невиданном единоборстве культуры и мракобесия, цивилизации и варварства победителями вышли культура и цивилизация. Гитлеровские заговорщики, мечтавшие о мировом господстве, об уничтожении культуры славянских и других народов, посажены на скамью подсудимых».

(Известия, 23 февраля 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены