Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.
Ленинград, 28 декабря. (ТАСС). В Военном трибунале Ленинградского военного округа началось слушанием дело группы бывших военнослужащих германской армии, обвиняемых в массовых убийствах, истязаниях и угоне мирных советских граждан в немецкое рабство, в грабежах, варварских разгромах и уничтожении городов и сел и других злодеяниях, совершенных на территории Ленинградской области в период временной оккупации ее немцами.
К судебной ответственности привлечены 11 бывших военнослужащих: генерал-майор Ремлингер Генрих, капитан Штрюфинг Карл, обер-фельдфебель Энгель Фриц, военнослужащий Дюре Арно, командир взвода Бем Эрнст, лейтенант Зоненфельд Эдуард, военнослужащие Герер Эрвин, Скотки Эрвин и Янике Гергард, обер-фельдфебель Фогель Эрих-Пауль, старший лейтенант Визе Франц.
Дело рассматривается в открытом судебном заседании под председательством генерал-майора юстиции т. Исаенкова, члены трибунала – подполковники юстиции тт. Комлев и Петров. Государственное обвинение поддерживает генерал-майор юстиции т. Петровский.
Обвинительное заключение
На утреннем заседании было оглашено обвинительное заключение, в котором говорится, что на подвергавшейся оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории районов Ленинградской области выявлены многочисленные факты истребления мирных советских граждан, в том числе женщин, стариков и детей, угона советского населения в немецкое рабство, уничтожения и разрушения советских городов, сел и разграбления имущества в этих районах.
Следствием установлено, что немецкими палачами было расстреляно, повешено, сожжено и замучено в тюрьмах и лагерях 52.355 человек мирных жителей.
За период оккупации Ленинградской области немецко-фашистскими захватчиками под угрозой расстрела было насильно угнано в немецкое рабство 404.230 мирных советских граждан.
Ленинградская область была отнесена фашистами к категории областей, подлежащих разрушению. За время своего «хозяйничанья» в Ленинградской области немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили 20 городов, 3.135 сел, деревень и других населенных пунктов.
В Ленинградской области немцами сожжено, разрушено и повреждено 152.338 домов, 3.783 промышленных предприятия, 1.933 школы, 256 лечебных учреждений, 235 детских домов, садов и яслей, 1.019 театров, кинотеатров, клубов, красных уголков и музеев, 795 магазинов и большое количество других зданий и сооружений.
Варварскому разрушению, пожарам и безудержному грабежу подверглись прекрасные пригородные дворцово-парковые комплексы Ленинграда, временно оккупированные немцами и их сообщниками, - Гатчина, Павловск, Пушкин, Петергоф и др.
Немецкие захватчики сожгли и разрушили древний русский город Новгород. Из 2.346 жилых домов в городе сохранилось только 40.
Превращен в груды развалин и древний русский город Псков.
Колоссальный ущерб нанесен гитлеровцами хозяйствам колхозов области.
Преступления немецких захватчиков являются вопиющим нарушением законов и обычаев войны, установленных международными конвенциями, и общепринятых правовых норм.
Следствием установлено, что массовое истребление, истязания и угон в немецкое рабство советских граждан, а также разрушение и разграбление советских городов и сел на оккупированных территориях Ленинградской области наиболее зверски производились военнослужащими комендатур и отрядов «особого назначения» немецкой армии.
После оглашения обвинительного заключения суд переходит к допросу обвиняемых.
Все подсудимые, кроме Визе и Ремлингера, признают себя виновными в предъявленных им обвинениях.
Допрос подсудимых
Первым дает показания подсудимый Бем. На советско-германском фронте он командовал взводом «особого назначения», угонял советских людей на фашистскую каторгу, сжигал деревни, грабил и расстреливал мирных жителей. Пытаясь умалить свою вину, он говорит о том, что все это его взвод, как и другие части, проделывал по «приказам своего командира». Однако он признает, что со своим взводом принимал участие в сожжении не менее десяти населенных пунктов, где было расстреляно 65 мирных советских граждан.
Следующим допрашивается подсудимый Фогель, бывший член союза гитлеровской молодежи, командир взвода «особого назначения», служивший под начальством подсудимого Штрюфинга. Под перекрестным допросом Фогель признает сначала, что принимал участие в сожжении одной из деревень. Затем выясняется, что взвод его также расстреливал мирных советских жителей, противившихся угону в Германию. Сам Фогель расстрелял около десяти человек. Фогель отрицает свое участие в убийстве детей, но тут же подсудимый Дюре заявляет:
- Фогель лжет!
Выясняется, что возле одной деревни Фогель лично расстрелял прятавшуюся в кустах группу местных жителей, в которой были женщины и дети.
Суд далее допрашивает подсудимого Энгеля, командира взвода «особого назначения», еще в 1936 году добровольно вступившего в гитлеровскую армию. Энгель ничего не отрицает. Он перечисляет одно преступление за другим. Взвод Энгеля расстрелял сто человек и около восьмидесяти заживо сжег в домах. Сам Энгель застрелил одиннадцать человек.
В ходе судебного следствия выясняется, что под руководством Энгеля в запертых домах сжигались все жители, которые противились отправке на фашистскую каторгу, в том числе женщины, старики и дети. По заявлению Энгеля, только детей он сжег «приблизительно двадцать человек».
На вечернем заседании первым допрашивался подсудимый Штрюфинг.
Он командовал ротой в батальоне «особого назначения» 21 авиаполевой дивизии. Батальон этот находился недалеко от города Остров. В ночь с 20 на 21 июля 1944 года во время отступления немцев в направлении Остров – Опочка его рота уничтожила две деревни и расстреляла десятки мирных жителей. Штрюфинг принимал личное участие в убийствах советских людей.
Следующим допрашивался подсудимый Дюре, военнослужащий второй роты батальона «особого назначения», который командовал Штрюфинг. Как штрафник, Дюре попал в батальон «особого назначения». Вместе с другими подсудимыми Дюре поджигал деревни, расстреливал мирных советских граждан. Он излагает подробности зверских расправ над женщинами, стариками и детьми.
Из допроса Дюре выясняются новые подробности чудовищного злодеяния фашистов в Катынском лесу, где были расстреляны тысячи людей.
Государственный обвинитель: Кто был в числе расстрелянных?
Дюре: Это были польские офицеры, русские, евреи…
Государственный обвинитель: Вы можете приблизительно определить, сколько расстрелянных было уложено в могилу?
Дюре: От 15 до 20 тысяч человек.
Дюре показывает, что в немецких газетах он видел снимок этой могилы, причем под снимком было написано, будто это сделали русские.
Подсудимый Янике, военнослужащий второго батальона «особого назначения», показал, что в районе Плюссы, в специальной роте, в которой он состоял, был зачитан приказ генерал-майора Ремлингера. В нем предписывалось в районе в районе деятельности партизан Луга-Псков сжигать все населенные пункты, а гражданское население, противящееся уводу в Германию, расстреливать.
На этом заседание 28 декабря 1945 года заканчивается.
(Гудок, 30 декабря 1945 г.)
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены