Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Минск, ТАСС, 19 января 1946 года. Айк – член национал-социалистической партии с 1933 года, офицер особых поручений, заместитель коменданта города Орши и начальник тюрьмы. В Орше он создал гетто. Находившиеся в нем 1.700 евреев были расстреляны при личном участии Айк. Будучи начальником тюрьмы, он истязал советских граждан и лично участвовал в расстрелах их. Он отправлял молодежь в немецкое рабство. При отступлении немецких войск Айк руководил взрывом бумажной фабрики «Спартак» в Шклове.

Сейчас перед трибуналом Айк пытается умалить свою вину, отрицает свои показания, данные им на предварительном следствии.

Прокурор: Согласно приказу Рихерта, вы, подсудимый Айк, были в течение 6 месяцев в городе Орше председателем комиссии по учету рабочей силы и отбору всех трудоспособных к отправке в Германию?

Айк: Да, я был председателем комиссии.

Прокурор: За это время сколько вы отобрали людей для отправки в Германию?

Айк: Я сейчас не помню.

Прокурор: На предварительном следствии вы назвали цифру свыше 100 человек.

Айк: Если я назвал, значит, правильно.

Айк пытается отрицать свои преступления, совершенные в г. Орше, однако под давлением улик вынужден признать, что он организовал для евреев гетто и что по его приказу все население гетто было истреблено.

Прокурор: Скажите, подсудимый Айк, в чем было виновато еврейское население?

Айк: Ни в чем. Это выполнялась программа нацистской партии Германии.

Прокурор: Членом которой вы состояли?

Айк: Да.

Прокурор: Значит, это было выполнение программы фашистской партии?

Айк: Да.

После долгих запирательств и отрицания своих показаний, данных им на предварительном следствии, Айк вынужден подтвердить, что он работал совместно с жандармерией и выполнял все приказы, которые давались местной комендатурой города Орша.

Военный трибунал переходит к допросу подсудимого Герфа, генерал-майора полиции.

Следствием установлено, что, будучи начальником «полиции порядка» Белоруссии, а затем начальником главного штаба по борьбе с партизанами, Герф отдавал приказы жандармерии и полиции об арестах и расстрелах советских граждан. По его приказам производились в городе Минске и Минской области массовые убийства. Тысячи советских людей бросались в концлагеря и там истреблялись. Герф принимал активное участие в угоне советских людей в немецкое рабство, призывал сжигать города и села, грабить имущество населения.

В 1942-1943 годах в концлагерях Минска и поселке Дрозды по личному распоряжению Герфа полицией расстреляно несколько тысяч мирных советских граждан. В сентябре 1943 года по его же приказу во всех районах Минска была проведена облава, сопровождавшаяся арестами нескольких тысяч советских граждан, среди которых были дети, женщины и старики. Значительная часть их была заключена в лагерь тайной полиции, находившийся в местечке Малый Тростинец, и там расстреляна.

Прокурор: Расскажите об организации карательной экспедиции под именем «Герман».

Герф: Экспедицию организовал обергруппенфюрер Бах на границе Белоруссии и Украины. Когда он выехал оттуда, я получил задание лично доложить Гитлеру о результатах этой экспедиции. Во время этой карательной экспедиции было уничтожено5 и 6 тысяч человек.

Прокурор: Сколько тысяч человек вы отправили в Германию?

Герф: 20.000 человек.

Далее из допроса Герфа выясняется, что под видом борьбы с партизанами по его приказу уничтожались деревни, расстреливались ни в чем не повинные советские граждане, а молодежь угонялась в немецкое рабство.

Прокурор: Ответственность за действия своих подчиненных вы несете?

Герф: Да.

(Известия, 20, 21 января 1946 г.)


Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены