После смерти Петра I в России случилась целая цепочка государственных переворотов. Произошло это потому, что первый Российский император Петр I остался без прямого наследника. К чему привели попытки царедворцев ограничить императорскую власть, рассказывает в двадцать девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Сын Петра I Алексей еще в юности попал под влияние консервативных церковников, которые были противниками всех преобразований его отца. Наставники царевича внушили ему мысли о необходимости возвращения России в ее прежнее дореформенное состояние. 

Алексей в 1716 году тайно выехал за границу, где вступил в контакты с австрийцами и шведами, рассчитывая с их помощью взойти на российский престол. Петру I удалось выманить сына из-за границы, и Сенат 24 июня 1718 года приговорил Алексея к смертной казни. Царевич умер 26 июня 1718 года в Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах.

Эта ситуация и заставила Петра I в 1722 году принять новый указ о престолонаследии, согласно которому отменялся традиционный порядок занятия трона. По новому закону сам монарх назначал себе преемника. Видимо, Петр I надеялся найти настоящего продолжателя своих дел и вручить ему высшую власть в государстве. Однако этот указ Петр не успел применить, неожиданно скончавшись в 1725 году. 

И вот эта сложившаяся правовая неопределенность в вопросе престолонаследия и привела к государственным переворотам. 

Первый из них случился сразу после смерти Петра I. В отсутствие указания императора на имя преемника вспомнили и о прежнем порядке престолонаследия, согласно которому трон должен был перейти к сыну умершего опального царевича Алексея 9-летнему Петру Алексеевичу. 

Но у самых активных соратников Петра I естественным образом возникли опасения как за продолжение реформаторской политики, так и за свою собственную судьбу. Легко можно было предположить, что вокруг малолетнего монарха могут сплотиться оппоненты петровских преобразований, а сам Петр Алексеевич «вспомнит» имена тех сенаторов, которые голосовали за смертную казнь его отца.

Представители старой родовой аристократии − князья Голицыны, Долгоруковы, Репнины − настойчиво выступали именно за кандидатуру Петра Алексеевича. Но менее знатные царедворцы, выдвинувшиеся при Петре I, − А. Меншиков, П. Толстой и другие соратники императора-реформатора − имели другие планы. 

Так как вторая группировка фактически уже обладала реальной властью, то для них предпочтительнее было бы возвести на трон номинального монарха, который бы царствовал, но не вмешивался в дела управления государством. На эту роль хорошо подходила жена Петра I Екатерина. 

Здесь нужно вспомнить происхождение и биографию этой женщины, чтобы понять логику «птенцов гнезда Петрова». Екатерина – это Марта Скавронская, возможно латышка, возможно литовка, проживала в шведской Ливонии и была служанкой или, как утверждали злые языки, прачкой. Она вышла замуж за шведского драгуна Крузе, который тут же отправился на войну с Россией. 

25 августа 1702 года русские взяли Мариенбург и Марта оказалась в услужении графа Шереметьева. Затем ее в этом же качестве взял к себе Александр Меншиков, где ее и увидел Петр I. Марта становится любовницей, а затем и женой царя. 

Таким образом, ни по происхождению, ни по образованию, ни по склонностям Екатерина не готова была быть правительницей страны. Это и устраивало «переворотчиков». На них работало и то, что на Екатерину падал отблеск славы и авторитета Петра I, поэтому ее и воспринимали многие как символ продолжения его дел.

8 февраля 1725 года на специальном совещании самых крупных сановников по вопросу престолонаследия две стороны горячо спорили, отстаивая свои позиции. Однако спор разрешила гвардия. 

Под окнами совещания с барабанным боем выстроились Преображенский и Семеновские полки. И это стало решающим аргументом. Гвардейцы довольно грубо пообещали «разбить головы» своим оппонентам – «старым боярам», если они будут против воцарения Екатерины. И Сенат единогласно проголосовал за «императрицу Екатерину Алексеевну, самодержицу всероссийскую».

Взошедшая на престол Екатерина I совершенно не интересовалась государственными делами. Что и требовалось. Для управления государством был создан Верховный тайный совет, в который вошли сподвижники Петра I: А. Меншиков, Г. Головкин, П. Толстой, А. Остерман и другие. 

Этот орган стал высшей властью в России. Ему подчинялись все государственные учреждения, включая коллегии, Сенат и Синод. В составе Верховного совета первую скрипку играл князь А. Меншиков – друг и любимец Петра I.

Однако Екатерина царствовала не долго, немногим более двух лет и умерла в 1727 году. И снова встал вопрос о престолонаследии. Екатерина в своем завещании назвала своим преемником внука Петра I одиннадцатилетнего Петра Алексеевича. 

Это может показаться странным, так как многие считают, что она писала завещание чуть ли не под диктовку Меншикова, который имел на нее огромное влияние и который ранее воспрепятствовал восхождению на престол Петра Алексеевича. 

Но это объясняется тем, что Меншиков резко поменял свои планы. Теперь он рассчитывал на то, что ему удастся выдать замуж за Петра Алексеевича свою дочь Марию. И в завещании Екатерины I, явно с подсказки Меншикова, все вельможи обязывались содействовать этому браку. 

В этом случае А. Меншиков до совершеннолетия Петра Алексеевича, возглавляя Верховный тайный совет, становился бы фактически регентом, потом тестем императора, а затем, после появления у четы ребенка – дедом будущего императора. 

Но такие грандиозные планы – это уже перебор. Зарвался Александр Данилович. Этот «счастья баловень безродный полудержавный властелин», как его назвал А.С.Пушкин, собрал себе все возможные высочайшие титулы и звания в Российской империи: он и граф, и светлейший князь, и адмирал, и генералиссимус, он и кавалер всех высших орденов, включая орден Андрея Первозванного. Это при Петре I он был «полудержавным», а теперь уже всей державой управлял. 

Такого непомерного возвышения «безродного» не смогли вынести остальные царедворцы и, сплотившись, свалили его. Меншиков был арестован 8 сентября 1727 года. Он был лишен имущества и всех титулов, званий и наград. Затем его сослали в Сибирь в город Березов.

После падения Меншикова высшая власть при 12-летнем императоре по-прежнему оставалась у Верховного тайного совета. Но теперь его возглавляли «старые бояре». Они потеснили выдвиженцев петровского времени и стали восстанавливать старые порядки. 

Флот и армия были преданы забвению со стороны центральной власти и находились в плачевном состоянии. Многие начинания Петра I были заброшены. Символично, что и столица была снова перенесена в Москву. Стали подумывать и о возвращении патриаршества.

В 1730 году в 14-летнем возрасте Петр II скончался от оспы. Своего преемника он не назначил. И перед Верховным тайным советом снова встал вопрос об имени будущего императора. А «верховники» к тому времени уже вошли во вкус неограниченной власти и возжелали посадить на трон такого монарха, при котором у них бы сохранилась реальная верховная власть в государстве.

Продолжение читайте на сайте 30 мая