Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы.


Допрос подсудимого Митомо

Хабаровск, ТАСС, 28 декабря 1949 года. Митомо Кадзуо с апреля 1941 года по 1944 год был сотрудником отдела №100. Митомо принимал личное участие в испытании действия отдельных видов бактериологического оружия на живых людях, вследствие чего люди умирали мучительной смертью. В июле – августе 1942 года он в составе разведывательно-диверсионной группы сотрудников отряда № 100 принимал участие в диверсионных операциях против Советского Союза в районе Трехречья.

Подсудимый показывает, что он работал в шестом отделении отряда № 100, которое располагало четырьмя хорошо оборудованными лабораториями, где проводились изыскания и культивирования смертоносных бактерий для целей бактериологической войны. Изыскания велись, главным образом, в области эпизоотии, а именно выращивания бактерий сапа, сибирской язвы, чумы рогатого скота. Каждая лаборатория имела в составе своего штата 10-15 научных сотрудников и значительное число технических работников.

Прокурор: Чем вы сами занимались в шестом отделении?

Митомо: Я занимался, главным образом, культивированием бактерий сапа, а также участвовал в экспериментах над живыми людьми.

Подсудимый Митомо показывает суду, что эксперименты над живыми людьми в шестом отделении проводились им и научным сотрудником Ида, поручиком Накадзима и лаборантом Мацуи. Людей для производства опытов привозили в отделение из жандармерии и японской военной миссии. Попав в изолятор шестого отделения, эти люди теряли свое имя и значились под номерами. Митомо далее показывает, что он лично после проведения «опытов» путем подмешивания яда в пищу умертвил двух русских. Такой же участи были подвергнуты им многие китайцы. На него была возложена обязанность умерщвлять людей, которые оказывались уже непригодными для производства над ними экспериментов, и закапывать их трупы.

Затем Митомо подробно описал деятельность экспедиции отряда №100 в районе Трехречья. Эту экспедицию, говорит он, возглавил майор Мурамато. В ней участвовал также подсудимый Хиразакура.

Прокурор: Какова была цель этой экспедиции? 

Митомо: Целью этой экспедиции, вернее, этих маневров, являлось изучение, а также применение бактерий сапа и сибирской язвы в диверсионных целях против Советского Союза.

Допрос подсудимого Оноуэ

Суд приступил к допросу подсудимого Оноуэ Масао, занимавшего с октября 1943 года по 1945 год должность начальника филиала №643 отряда №731 и принимавшего непосредственное и активное участие в подготовке бактериологического оружия.

В филиале было организовано массовое выращивание блох, предназначенных для заражения их чумой, и имелось оборудование для массового культивирования болезнетворных бактерий. Под руководством Оноуэ так называемый учебный отдел филиала систематически готовил специальные кадры для ведения бактериологической войны.

Оноуэ показывает суду, что он по специальности врач-бактериолог, с 1935 по 1936 год прошел специальную подготовку в Токийской школе военных врачей, совершенствуясь в области бактериологии. В октябре 1943 года был назначен начальником филиала № 643, расположенного в городе Муданьцзяне.

Отвечая на вопрос прокурора, подсудимый показывает, что филиал №643 занимался массовым выращиванием блох и разведением грызунов с целью применения как средства для бактериологической войны. Филиал располагал десятками тонн различных материалов, предназначенных для изготовления питательной среды, на которой выращиваются бактерии. В филиале имелся специальный отряд, который занимался заготовкой крыс и мышей. Эти грызуны служили материалом для разведения блох.

Подсудимый показывает далее, что с весны 1945 года, с возвращением на должность начальника отряда №731 Исии Сиро, последний потребовал значительно расширить работу по выращиванию блох и направить их в отряд №731.

Подсудимый рассказывает суду, что он был хорошо осведомлен о том, что в отряде № 731 производились «опыты» над живыми людьми путем введения им в кровь чумных бактерий и возбудителей других инфекций, а затем велись наблюдения за течением и развитием болезни до момента смерти подопытного. Подсудимый был также осведомлен о применении бактериологического оружия против Китая. Эти «опыты», говорит он, стоили жизни многим сотням людей.

Допрос подсудимых Кикучи и Курусима

Затем трибунал допросил подсудимых Кикучи Норимицу и Курусима Юдзи. Оба подсудимых признали себя виновными в том, что они состояли в формированиях, предназначенных для ведения бактериологической войны, и что своей работой в этих формированиях способствовали подготовке к войне против Советского Союза. Для этой цели они проходили специальные курсы по бактериологии.

Прокурор: Кстати, на курсах вас, кажется, обучали штыковому бою?

Курусима: Да, обучали. Нам говорили, что советский солдат – высок ростом, и поэтому надо учиться колоть выше.

Прокурор: Значит, вам было известно, что вас готовят к войне против Советского Союза?

Курусима: Да, было известно.

(Известия, 29 декабря 1949 г.)