Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы. 


Анализ доказательств персональной виновности подсудимых

Подсудимый Кавасима

Подсудимого Кавасима следует признать одним из преступников, наиболее осведомленных о всей деятельности отряда № 731.

За время своей службы в отряде он занимал должности начальника отдела общих дел и начальника четвертого «производственного» отдела. В 1941 году он являлся, кроме того, начальником первого, так называемого «исследовательского» отдела, самого секретного из всех отделов отряда.

Свою работу в этом отделе Кавасима долго и тщательно скрывал от следствия, пока не был разоблачен свидетелем Фуруичи, работавшим в первом отделе под руководством Кавасима и опознавшим в нем своего бывшего начальника.

Наиболее долгое время Кавасима возглавлял занимавшийся массовым изготовлением бактерий четвертый, так называемый «производственный» отдел отряда. В этой должности он прослужил с 1941 по 1943 год.

В этот период времени производственная мощность отряда № 731 была доведена, как мы знаем это из заключения судебно-медицинской экспертизы и показаний подсудимых и свидетелей, до колоссальной цифры – многих сотен миллионов миллиардов микробных тел в месяц.

Кавасима принимал непосредственное участие в опытах над живыми людьми.

Доказано, что в некоторых случаях он сам разрабатывал планы преступных экспериментов и, в частности, в июне 1941 года лично составил приказ о проведении опыта над людьми для испытания действия «бомб Исии», наполненных чумными блохами.

Из показаний Кавасима видно, что жертвами этого эксперимента были 15 заключенных китайцев. Кавасима принял непосредственное участие в проведении этого преступного опыта.

Равным образом Кавасима принимал участие в подготовке бактериологического оружия для нападения на мирное китайское население.

Показаниями самого подсудимого установлено, что для экспедиции отряда Исии в Китай в мае – июне 1942 года под руководством Кавасима было изготовлено огромное количество бактерий брюшного тифа, паратифа, сибирской язвы.

Показаниями свидетеля Фуруичи Кавасима изобличен в том, что он, руководя первым исследовательским отделом отряда, производил массовые преступные опыты по насильственному заражению живых людей и другие бесчеловечные эксперименты над людьми.

Таким образом, Кавасима несет прямую ответственность за зверское истребление многих сотен заключенных во внутренней тюрьме отряда Исии.

Признавая все эти факты, Кавасима подтвердил на суде свое участие как в подготовке к бактериологической войне, так и в бесчеловечных опытах над живыми людьми.

Таким образом, виновность Каввасима полностью доказана.

Подсудимый Карасава

Равным образом полностью доказана виновность подсудимого Карасава Томио, в 1933 году поступившего на службу в японскую армию, обучавшегося на медицинском факультете на средства генерального штаба, дважды прошедшего специальную бактериологическую подготовку в военно-медицинской школе и назначенного в декабре месяце 1939 года на службу в отряд Исии, где он специализировался на массовом изготовлении бактериологического оружия.

В этом отряде Карасава быстро выдвинулся на должность начальника отдела.

По выражению его непосредственного начальника Кавасима, подсудимый Карасава «любил» свое дело и стремился всячески усовершенствовать массовое производство смертоносных бактерий.

Именно Карасава снабдил громадным количеством бактерий все экспедиции, организованные отрядом Исии для проведения бактериологических атак против китайского населения.

Изучая эффективность смертоносного действия бактерий, вырабатываемых его отделом, Карасава в 1943-1944 годах участвовал в опытах на полигоне Аньда по заражению людей путем взрыва бактериологических снарядов.

Во время войны подсудимому Карасава была поручена разработка вопроса о рассредоточении производства бактерий по всем филиалам отряда. С этой целью Карасава в 1944 году посетил филиалы отряда в городах Суньу, Хайларе, Линькоу и Хайлине и разработал проекты оборудования этих филиалов аппаратурой, необходимой для массового производства бактерий, служащих оружием бактериологической войны.

Во всем этом Карасава признал себя полностью виновным; помимо личного признания, он изобличается показаниями ряда других подсудимых и свидетелей, в частности показаниями Кавасима, Ниси, характеризующих подсудимого как деятельного и активного участника подготовки агрессивной бактериологической войны.

(Известия, 31 декабря 1949 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены