Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза РАПСИ изучило архивные материалы по делу руководителей антисоветских белогвардейских организаций, проводивших активную подрывную деятельность на территории СССР, агентов японской разведки атамана Семенова, Родзаевского, Бакшеева, Власьевского, Шепунова, Охотина, Михайлова и Ухтомского.
Обвинительное заключение по обвинению Семенова Г. М., Родзаевского К. В., Бакшеева А. П., Власьевского Л. Ф., Шепунова Б. Н., Охотина Л. П., Михайлова И. А. и Ухтомского Н. А.
В организации шпионажа, диверсии и террора против Советского Союза играли активную роль обвиняемые Родзаевский – глава «Российского фашистского союза» и его ближайший помощник Охотин – член верховного совета «РФС».
По указанию японцев Родзаевский и Охотин в 1937 году создали в г. Харбине особую секретную школу, в которую отбирались наиболее озлобленные против советской власти участники «Российского фашистского союза» и под руководством Родзаевского и Охотина обучались методам шпионажа, диверсии и террора. Участники «Российского фашистского союза» перебрасывались в Советский Союз с заданиями совершения террористических актов.
Обвиняемый Родзаевский, являясь агентом японской разведки с 1931 года, на допросе показал:
«Начиная с 1931 года «Российский фашистский союз» под руководством японской разведки систематически забрасывал свою агентуру на территорию Советского Союза.
…В ноябре 1937 года, по предложению Судзуки (чиновник японской разведки), при «РФС» была создана секретная «школа организаторов», готовившая руководителей подрывной работы на территории Советского Союза.
Начальником школы являлся я, а моим помощником начальник организационного отдела и член верховного совета «РФС» Охотин Лев Павлович, который лично готовил и забрасывал японскую агентуру в Советский Союз».
В разработанном японским генеральным штабом плане военного нападения на Советский Союз, имевшем шифрованное наименование «Кан-токе-эн», белогвардейцы рассматривались японской разведкой, как основные кадры шпионов и диверсантов, предназначавшихся для заброски в тыл Красной Армии с целью организации и проведения подрывной работы.
Обвиняемый Шепунов, Михайлов и Ухтомский, являясь чиновниками японской разведки и полиции, вербовали и подготавливали шпионов и диверсантов, забрасывали их на территорию Советского Союза и организовывали слежку за советскими гражданами, приезжающими в Маньчжурию, а также участвовали в арестах и допросах лиц, сочувствующих Советскому Союзу.
Обвиняемый Шепунов с 1932 года, будучи следователем японской полиции на станции Пограничная, лично организовывал пытки и издевательства над арестованными русскими людьми, выражавшими симпатии к Советскому Союзу, и, таким образом, получал от них вымышленные показания.
Признав себя виновным в этих преступлениях, Шепунов на следствии показал:
«На допросе все арестованные, как правило, избивались палками, а к некоторым из них применялись так называемые «чайники».
Эта пытка заключалась в том, что арестованным в лежачем положении через нос из чайника наливали воду, что вызывало сильную боль и затрудняло дыхание.
Не выдержав таких пыток, арестованные соглашались давать показания такие, какие от них требовали. Не скрою, что применение таких пыток нередко кончалось смертью арестованных.
…Должен признаться, что я также являлся соучастником этих преступлений и лично избивал арестованных, добиваясь от них вымышленных показаний».
Михайлов показал, что с 1925 года и до дня ареста в своей шпионской работе он был тесно связан с обвиняемым Ухтомским, также являвшемся старым японским шпионом.
Все обвиняемые по настоящему делу признали себя виновными в активной борьбе против Советской власти, участии в подготовке совместно с японцами вооруженного нападения на Советский Союз и в проведении под руководством японской разведки шпионской, диверсионной и террористической деятельности против СССР.
Кроме того, они в этом изобличаются показаниями свидетелей, а также приобщенными к к делу, в качестве вещественных доказательств, подлинниками составленных ими антисоветских документов, статьями в японской белогвардейской прессе и хроникальным кинофильмом японского производства.
На основании изложенного обвиняются:
Семенов Григорий Михайлович, 1890 года рождения, уроженец станицы Дурулгуевская Забайкальской области, русский, бывший главнокомандующий вооруженными силами российской восточной окраины, генерал-лейтенант белой армии, - в том, что в 1917 году, находясь в Петрограде, пытался организовать заговор против Советской власти, арестовать Ленина, членов Петроградского Совета и расправиться с ними, обезглавив таким путем революционное движение.
В 1918 году под руководством японского командования вел активную вооруженную борьбу против Советской власти на Дальнем Востоке.
Получая от японцев крупные денежные субсидии, оружие и обмундирование, Семенов формировал воинские отряды, активно боролся против частей Красной Армии и партизанских отрядов, руководимых Лазо, а также расправлялся с местным населением, поддерживавшим Советскую власть.
По указанию японцев Семенов создал в Чите контрреволюционное правительство Забайкалья, а затем принимал активное участие в формировании приамурского правительства во Владивостоке.
После разгрома белой армии Семенов бежал на территорию Маньчжурии и на протяжении 25 лет являлся главой русских белоэмигрантов, осевших на Дальнем Востоке.
Будучи лично связан с вдохновителями японских агрессивных планов – генералами Танака, Араки и другими, Семенов по их заданию участвовал в разработке планов вооруженного нападения на Советский Союз и предназначался японцами в качестве главы так называемого «буферного государства», если бы им удалось вторгнуться на территорию Советского дальнего Востока.
Семенов лично участвовал в подготовке захвата японцами Маньчжурии и превращения захваченной территории в плацдарм для нападения на СССР.
Являясь активным японским шпионом, Семенов засылал в СССР шпионов и диверсантов, которым поручал организовывать повстанческие группы и совершать диверсионные акты.
Родзаевский Константин Владимирович, 1907 года рождения, уроженец г. Благовещенска, русский, - в том, что, бежав в 1925 году из СССР в Маньчжурию, на протяжении ряда лет вел активную антисоветскую деятельность.
В 1926 году, находясь в Харбине, создал «Русскую фашистскую организацию» и, заняв в ней руководящее положение, проводил среди белогвардейцев антисоветскую пропаганду, составлял клеветнические листовки, выступал с докладами и вербовал новых членов в организацию.
Родзаевский, будучи тесно связан с руководителями японской агрессивной политики генералами Араки, Койсо и другими, был посвящен в японский план войны против СССР и готовил белогвардейцев к нападению на Советский Союз вместе с японцами.
По заданию японской разведки в 1931 году Родзаевский организовал и принял личное участие в провокационных «инцидентах», которые устраивались японцами как предлог для введения войск в Маньчжурию.
Родзаевский являлся платным агентом японской и германской разведок.
Бакшеев Алексей Проклович, 1873 года рождения, уроженец Читинской области, русский, бывший генерал-лейтенант белой армии, Власьевский Лев Филипович, 1884 года рождения, уроженец Читинской области, русский, бывший генерал-майор белой армии, - в том, что в 1918 году, добровольно поступив на службу в белую армию атамана Семенова, активно боролись против Советской власти.
Бакшеев, являясь заместителем атамана Семенова и председателем воинского казачьего правительства Забайкалья, издавал приказы о насильственной мобилизации населения в белогвардейские отряды, занимался реквизицией продовольствия, фуража и конского поголовья у мирного населения, создавал в станицах карательные дружины, активно боровшиеся с партизанским движением, а Власьевский, занимал должность начальника казачьего отдела штаба армии, руководил формированием белоказачьих частей для вооруженной борьбы против Красной Армии.
Бежав в 1920 году на территорию Маньчжурии, Бакшеев и Власьевский продолжали вести активную антисоветскую деятельность.
В 1934 году, по указанию японцев, Бакшеев и Власьевский, вместе с Семеновым, создали антисоветскую организацию под названием «Бюро по делам русских эмигрантов», которая готовила террористов, шпионов и диверсантов, забрасывавшихся на советскую территорию.
Бакшеев с 1935 года, а Власьевский с 1943 года и до дня ареста возглавляли «Главное бюро по делам российских эмигрантов» и принимали активное участие в подготовке замышлявшегося японцами вооруженного нападения на Советский Союз и в этих целях создавали вооруженные отряды из числа белогвардейцев.
На протяжении ряда лет Власьевский являлся платным японским агентом.
Шепунов Борис Николаевич, 1897 года рождения, уроженец г. Елизаветполь, Азербайджанской ССР, русский, дворянин, бывший офицер белой армии, - в том, что в 1917 году в составе «Дикой дивизии» принимал участие в контрреволюционном корниловском мятеже и наступлении на Петроград, а затем в меньшевистском восстании в Ашхабаде, после чего добровольно поступил в белую армию Семенова, в составе которой вел вооруженную борьбу против советских войск.
В 1932 году Шепунов добровольно поступил на службу в японский полицейский отряд на станции Пограничная, где производил обыски и вел следствие по делам лиц, арестованных за деятельность против японцев. На допросах Шепунов избивал и подвергал пыткам арестованных.
Наряду с этим Шепунов по заданию японской разведки занимался вербовкой шпионов и переброской их на территорию СССР для подрывной работы.
Охотин Лев Павлович, 1911 года рождения, уроженец г. Читы, русский, - в том, что с 1928 года являлся участником созданных японцами фашистских организаций, а с 1937 года, будучи членом верховного совета «Российского фашистского союза», проводил активную антисоветскую деятельность среди белогвардейцев.
С 1937 года Охотин являлся агентом японской разведки, подготавливал и перебрасывал с Советский Союз шпионов и диверсантов для подрывной работы.
В 1940 году Охотин назначен чиновником японской военной миссии в Харбине, где до дня ареста занимался подготовкой шпионских кадров для вражеской работы против Советского Союза.
Михайлов Иван Адрианович, 1891 года рождения, уроженец Читинской области, русский, Ухтомский Николай Александрович, 1895 года рождения, уроженец г. Ульяновска, русский, бывший князь, - в том, что Михайлов, будучи министром сибирского контрреволюционного правительства и одним из организаторов переворота, приведшего в ноябре 1918 года к установлению в Сибири диктатуры Колчака, принимал активное участие в организации вооруженной борьбы против Красной Армии.
В 1920 году Михайлов и Ухтомский, бежав на территорию Маньчжурии, установили связь с атаманом Семеновым, вместе с которым участвовали в подготовке контрреволюционного мятежа в Приморье и создании так называемого приамурского правительства.
Михайлов с 1925 года, а Ухтомский с 1930 года являлись агентами японской разведки и по ее заданию вербовали агентуру, которая проводила шпионскую деятельность против СССР.
На основании ст. 208 УПК РСФСР обвиняемые Семенов Г. М., Родзаевский К. В., Бакшеев А. П., Власьевский Л. Ф., Шепунов Б. Н., Охотин Л. П., Михайлов И. А. и Ухтомский Н. А подлежат преданию суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза СССР.
(Гудок, 28 августа 1946 г.)
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены