Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) была образована указом президиума Верховного совета страны от 2 ноября 1942 года. В соответствии с положением от 16 марта 1943 года в ряде республик и областей СССР были созданы местные комиссии по расследованию преступлений фашистов. В сегодняшнем материале мы познакомим вас актом комиссии по установлению преступлений немецко-фашистских оккупантов в Тихорецке о геноциде населения в годы Великой Отечественной войны.
Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР*.
Акт
3 февраля 1943 г., Тихорецк.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии по установлению преступлений немецко-фашистских оккупантов в городе Тихорецке, освобожденном Красной Армией 30 января 1943 г., составили настоящий акт о чудовищных зверствах гитлеровцев против мирного населения.
За время своего пребывания в городе немцы взрывали и сжигали предприятия, учреждения, транспортные сооружения, железнодорожные линии, средства связи и водоснабжения, учиняли массовые грабежи имущества государства и отдельных граждан. Население города подвергалось неслыханному террору: без всякого повода избивали жителей палками и плетями, насиловали женщин, расстреливали ни в чем не повинных граждан, истребляли все еврейское население.
Комиссия установила, что гитлеровцы за время своего пребывания в городе и особенно при отступлении разрушили несколько сот лучших зданий города, в том числе: городскую больницу, районную больницу, две поликлиники, детские ясли, почту и телеграф, радиоузел, семь школ, два летних и два зимних кинотеатра, Дворец культуры, хлебозавод, военный городок, водонапорную башню, здание пожарной охраны и много других производственных и жилых зданий.
Гитлеровцы при отступлении взорвали городской склад с боеприпасами, находившийся в черте города. От взрывов, длившихся свыше четырех часов, полностью разрушено 140 домов и повреждено 38. Имеются жертвы. При сожжении немцами железнодорожной поликлиники в ней находился весь обслуживающий персонал и 48 тяжело больных. Только благодаря самоотверженности советских граждан удалось спасти находившихся там людей. При этом погибло два человека.
Массовые ограбления населения проводились систематически. Продукты питания, теплая одежда, обувь и т. п. насильно отбирались у населения. Накануне отступления было отдано распоряжение, чтобы каждые пять дворов города сдали в городское управление по одной корове.
Издевательствам над населением не было предела. Мижецкой Валентине немецкий контроль хлебозавода напихал в рот земли за то, что в сметках муки оказался комок земли. Других рабочих хлебозавода – Ушакова Андрея Степановича и его товарища – избили за то, что не усмотрели, как немецкий солдат украл масло с хлебозавода. Савелия Хадарова солдаты избили за то, что он повесил свое пальто в душевой, где мылись немцы.
Немецкие офицеры выгоняли из домов целые семьи на улицу и размещали в них своих солдат. Так, например, Красиков Константин Елисеевич вместе с женой и трем маленькими детьми был выселен на улицу из своего дома, при этом у Красикова отобрали продукты питания.
Все эти злодеяния немцев завершаются неслыханными зверствами против мирного населения. Гитлеровцы истребили 316 человек евреев и более 100 человек русских и других национальностей.
Из числа замученных русских удалось установить личности следующих лиц: Пищаков, в возрасте 60 лет, сторож склада вооружения, был насмерть избит немцами за то, что им не удалось найти преступника, пустившего ракету в районе складов во время налета советской авиации; Сидоренко Валентина, в возрасте 35 лет, была расстреляна за то, что пошла в военный городок; Фурдинов Анатолий был застрелен офицером из окна дома при упражнении им в стрельбе из пистолета. Расстреляны также первый секретарь райкома ВКП(б) Морозов, Полевой, Павел Молашенко, Комаристый, Корташев и другие.
В одном из помещений был обнаружен труп красноармейца, зверски замученного немцами.
Подписали: Жигало, Лашко, Ратников, Титков, Панков, Григоров, Дурнев, Красников Богомазова, Прудникова, Кононов, Наводокина, Зель, Корчига, Шклярова, Луньков.
Исполнительный комитет Тихорецкого райсовета настоящий акт заверяет.
(ОГИЗ государственное издательство политической литературы 1945 г. Сборника документов о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков на советской территории, выпуск 2)
* Стилистика и пунктуация публикации сохранены