О причинах, почему сотни тысяч крестьян, не совершивших никаких правонарушений, были объявлены государством преступниками и подвергнуты репрессиям, рассказывает в сто двадцать втором материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Новая экономическая политика возродила рыночную экономику на селе и в городе. В этих условиях в экономике были достигнуты значительные успехи. Однако власти никогда не забывали, что НЭП – это временное отступление от принципов социализма. Ведь согласно канонам марксизма-ленинизма в социалистической стране не должно было существовать собственности на средства производства и не могла быть разрешена «эксплуатация человека человеком», то есть применение наемного труда.
Момент наступления заранее не был определен. И считается, что этот момент спровоцировали крестьяне, отказавшиеся сдавать хлеб в 1927 году по крайне заниженным заготовительным ценам – намного ниже себестоимости. Тогда и было принято решение сделать ставку в деревне на коллективные хозяйства. А зажиточные «кулацкие» хозяйства предполагалось «вытеснять» путем повышения налогов, лишения льгот, запрещения аренды и т.п. правовыми методами.
Однако в 1927 году кулаки произвели 9,78 миллиона тонн зерна, а колхозы – 1,3 миллиона тонн, из которых на рынок поступило 0,57 миллиона тонн. Поэтому многие ведущие руководители партии и государства выступали за то, чтобы продолжать опираться в деревне на «эффективных менеджеров» и даже помогать им в наращивании производства хлеба. Главный идеолог партии Н. И. Бухарин, возглавлявший редакцию газеты «Правда», выдвинул лозунг, обращенный к успешным сельхозпроизводителям: «Обогащайтесь!».
Глава союзного правительства А. И. Рыков также решительно выступил против планов «раскулачивания» и заявлял о «недопустимости давления на индивидуальное хозяйство на селе». Он считал, что «важнейшей задачей партии является развитие индивидуального хозяйства крестьян при помощи государства в деле их кооперирования».
«Всесоюзный староста» – председатель ВЦИК СССР – М.И. Калинин вручал в Кремле «ударникам», добившимся большого урожая, почетные грамоты и другие награды. Наиболее успешным единоличникам предоставлялись льготные кредиты на покупку тракторов и другой передовой техники.
Но И.В. Сталин уже избрал курс на раскулачивание, и вскоре Рыков и Бухарин были объявлены «правой оппозицией» и подверглись жестокой критике. В 1929 году Бухарин лишился своего поста, а Рыков в декабре 1930 года был снят с поста Председателя Совнаркома и выведен из состава Политбюро.
Сталин отказывается от политики «вытеснения» кулачества и заявляет: «Нельзя вытеснить класс кулачества как класс мерами налогового и всякого иного ограничения, оставляя в руках этого класса орудия производства с правом свободного пользования землёй и сохраняя в нашей практике закон о найме труда в деревне, закон об аренде, запрещении раскулачивания».
Исходя из практики проведения коллективизации, Сталин сделал вывод, что кулаки никогда не примирятся с параллельным существованием колхозов, будут препятствовать этому процессу и станут на путь «вредительства».
Действительно, зажиточные крестьяне не вступали в колхозы добровольно по вполне понятным, естественным причинам. Оказалось, что желание вступать в колхоз было обратно пропорционально степени зажиточности крестьян, так как при создании колхозов производилось обобществление средств производства. Следовательно, однолошадный крестьянин сдавал в колхоз одну свою лошадь, а многолошадный нес потери кратно больше, лишаясь 3-5 рабочих лошадей. То же касалось и остального скота, и орудий труда.
Таким образом, легче и охотнее шли в колхозы безлошадные и неимущие крестьяне: они ничего или почти ничего не теряли. А кулаки были объявлены непримиримой враждебной силой, стоящей на пути преобразований. Потому их решили ликвидировать полностью и изгнать из деревни.
30 января 1930 г. принято постановление Политбюро партии «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Кулаки по степени опасности для колхозного строя делились на три категории. Главы семей 1-ой категории подлежали аресту и отдаче на суд «троек» (их составляли представители ОГПУ, обкома партии и прокуратуры). Члены семей кулаков 1-ой и 2-ой категорий подлежали выселению в отдаленные местности СССР на спецпоселение. Кулаки 3-ей категории отселялись в пределах своего района на земли за пределами колхозных массивов.
«Кулацкий актив» было решено «ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессий».
Во исполнение решений партии, правительство и ЦИК СССР 1 февраля 1930 г. издают постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством», согласно которому отменялось вообще право на аренду земли и право на применение наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах.
4 февраля 1930 г. появилась секретная инструкция Президиума ВЦИК СССР «О выселении и расселении кулацких хозяйств». Согласно этой инструкции, 60 тысяч человек должны были направить в трудовые лагеря. У всех высылаемых имущество подлежало конфискации, включая доли в кооперативах, вклады в банках и т. п., денег разрешали оставить до 500 рублей на семью.
В ходе реализации этих постановлений за 1930-1931 годы, по данным ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. В последующий период в 1932-1940 годах в спецпоселения было отправлено еще 489 822 раскулаченных.
Совнарком и ЦИК СССР издали совместное постановление от 13 ноября 1930 г. «О недопущении кулаков и лишенцев в кооперацию». В нем говорилось: «Членами колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, а также промысловых кооперативных товариществ (артелей) и потребительских обществ не могут быть кулаки и другие лица, лишённые права выбирать в советы».
Таким образом, сотни тысяч крестьян, не совершивших никаких правонарушений, были объявлены государством преступниками и подвергнуты репрессиям. Принятым постановлениям и законам была придана обратная сила. Крестьянам, приобретшим в свое время вполне законно передовые орудия труда и вполне законно нанимавшим работников, именно это и вменялось в вину.
Все решения по конкретным семьям принимались во внесудебном порядке. Даже из официальных партийных источников известно, насколько произвольно на местах «записывали в кулаки» крестьян, нарушая расплывчатые инструкции сверху. Была введена в оборот категория «подкулачников», в которые зачисляли всех середняков и даже бедняков, если они высказывались против коллективизации. Они тоже массами выселялись в северные районы страны.
Внесудебным репрессиям в итоге подверглись сотни тысяч невинных граждан, большинство из которых были правомерного поведения. Люди наказывались не за свои деяния, а только за принадлежность к тому социальному классу, который государство решило полностью уничтожить. Нарушение прав человека таким образом происходило при раскулачивании в огромных масштабах.
Продолжение читайте на сайте 1 апреля