К 1964 году лидером КПСС Никитой Хрущевым было проведено много крупных реформ в сфере государства и права. Результаты же этих преобразований были далеко не всегда позитивными. Почему решения главы государства воспринимались населением, руководителями партии и государственными деятелями неоднозначно рассказывает в сто тридцать шестом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Считается, что Н. С. Хрущев допустил много серьезных ошибок. Ошибки же проистекали, как полагали члены ЦК, из-за нарушения принципа коллективного руководства, то есть его упрекали в авторитаризме. Главное же обвинение Хрущеву заключалось в одном слове — «волюнтаризм».
Под этим термином в данном случае понимается действия единоличного руководителя в виде спонтанных, произвольных, часто иррациональных решений, принимаемых без учета возможностей и реальных ситуаций. Волюнтарист — это тот, кто опирается на субъективные стремления и игнорирует объективные законы экономики, права и политики.
Такое определение политики лидера КПСС, пожалуй, действительно подходит в качестве оценки деятельности Хрущева. Например, чего стоит одиозная история с повсеместным насаждением кукурузы. Здесь избежать очень крупной и очень убыточной для государства авантюры можно было довольно легко — лишь обсудив эти намерения с учеными и агрономами. Но этого сделано не было, а отдельные робкие голоса специалистов сельского хозяйства были просто отметены волевым решением самого Хрущева, который буквально «заразился» этой идеей быстрого и простого решения зерновой проблемы в стране.
В итоге бурной, часто необдуманной и стихийной деятельности Никиты Сергеевича сложилась кризисная ситуация во многих сферах жизни государства. И это было замечено во всех слоях общества. Причины обострения большого числа проблем все связывали с личностью непрогнозируемого лидера государства.
Так сложилось, что Хрущев своими поступками лишил себя всякой социальной опоры. Опытные консервативные деятели в партии не могли ему простить разоблачения культа личности Сталина, к делам которого они все были причастны. Но и молодое, более либеральное, поколение партийных работников выражало недовольство авторитаризмом и волюнтаризмом лидера.
Творческая интеллигенция, поддержавшая вначале Хрущева, отшатнулась от него, когда он и в этой сфере стал «командовать» и поучать. В 1962 году Хрущев посетил выставку авангардистов в Манеже и покрыл всех художников и их творения нецензурной бранью, грубо предложив им убираться из страны.
Духовенство, которое в послевоенное время ощущало себя относительно свободным в своих деяниях, также подверглось сильному давлению. Хрущев заявлял, что коммунизм, который он уже спроектировал, может быть построен только в абсолютно атеистической стране. Ему приписывают обещание «показать по телевизору последнего попа».
Дипломаты, вынужденные разрешать негативные последствия необдуманных резких заявлений Хрущева, были очень недовольны его действиями во внешнеполитических делах. Он мог на официальном приеме не только пообещать западным государствам «закопать их», но был способен и угрожать на Генеральной сессии ООН показать всему капитализму «Кузькину мать». А его действия в 1962 году во время Карибского кризиса, когда он разместил советские ракеты с ядерными боеголовками на Кубе, поставили мир на грань глобальной атомной войны.
Недовольство, доходящее до возмущения, испытывали военные из-за резкого сокращения Вооруженных сил. В 1955–1958 гг. они были сокращены на 2 миллиона 100 тысяч человек, а затем в 1960 году из армии и флота были уволены еще 1 миллион 200 тысяч солдат и офицеров. Было разрезано и сдано в утиль 240 военных кораблей. Эти мероприятия также проводились непродуманно и быстро. Многие офицеры оказались без жилья и без военной пенсии, не дослужив до нее порой всего 1–2 года.
Жители сел и деревень были очень недовольны «второй коллективизацией»: наступлением на приусадебные участки и личные хозяйства. Хрущев это делал для того, чтобы у них было больше времени для работы на колхозных полях.
Своеобразную «популярность» в народе Хрущев получил только в виде массы анекдотов о нем и его делах. В отсутствие свободы печати такое устное народное творчество было единственным средством выражения общественного мнения.
Скопившееся в партийном руководстве недовольство действиями Хрущева породило разговоры о необходимости его смещения. Такие беседы начались уже в 1963 году. Фактически это был настоящий заговор. В нем участвовали Л. И. Брежнев, председатель Президиума Верховного Совета СССР, председатель КГБ В. Семичастный и секретарь ЦК А. Шелепин. Позднее к этой группе примкнули министр обороны Р. Малиновский, М. Суслов, А. Косыгин и другие.
Хрущев, конечно, что-то узнал о заговоре и стал предпринимать меры. В июле 1964 Брежнев был смещен с поста председателя Верховного Совета, а затем последовали угрозы со стороны Хрущева провести масштабную ротацию в высших эшелонах власти, то есть основательно почистить свое окружение. Поэтому заговорщики поспешили. Они не повторили ошибок «антипартийной группы» 1957 года и заручились поддержкой со стороны большинства членов ЦК. Это было легко сделать, учитывая всеобщее недовольство Хрущевым в партийных кругах.
12 октября в Кремле состоялось заседание Президиума ЦК, на котором было решено пригласить на него Хрущева, отдыхавшего в Пицунде, и собрать всех членов ЦК на пленум.
13–14 октября состоялся Пленум ЦК, на котором единогласно было принято решение освободить Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС. На этот пост был избран Брежнев. И вновь прозвучали слова с осуждением авторитаризма и заверения в восстановлении «ленинских принципов» коллективного руководства партией. Главой правительства СССР стал А.Н. Косыгин.
Так завершился этот специфический период в истории советского государства. Его особенность нашла свое выражение в памятнике на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище. Надгробная плита выполнена из двух кусков мрамора: белого и черного. Между ними резкий зигзагообразный разлом. Тем самым скульптор Эрнст Неизвестный символически отразил окраску дел Хрущева: были и светлые деяния, были и черные дела. Так и остался в истории нашего государства Никита Сергеевич как неоднозначная и спорная фигура.
Продолжение читайте на сайте 8 июля