Какие события предшествовали историческому референдуму «да-да-нет-да» и началу работы над новой Конституцией рассказывает в сто шестидесятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Конфликт между правительством и Верховным Советом в декабре 1992 года был, казалось бы, разрешен с помощью компромисса. Стороны приняли решение: Егор Гайдар уходит в отставку, а Съезд народных депутатов, «замораживает», т. е. приостанавливает только что принятые им поправки к Конституции, ограничивающие власть президента.
Кроме того, договорились, что в марте 1993 года будет проведен референдум по новой конституции. Сам Гайдар, придавая большое значение принятию нового основного закона государства, считал, что такой «обмен» пойдет в целом на пользу делу преобразования страны.
Однако председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов фактически обманул главу государства Бориса Ельцина и воспрепятствовал принятию новой Конституции. По его предложению 12 марта 1993 года VIII Съезд народных депутатов отменил компромиссное постановление VII Съезда декабря 1992 года «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации».
Декабрьские договоренности, таким образом, были нарушены: референдум в марте 1993 г. не состоялся. Суть новой фазы конфликта была прежней: депутаты против радикальных реформ, приведших к спаду производства и значительному снижению уровня населения. А смысл откладывания сроков принятия новой конституции заключался в том, что оппоненты президента увидели в положениях действующей Конституции возможности неограниченного расширения полномочий законодательного органа.
Реакция президента на срыв компромиссного соглашения была крайне резкой. 20 марта Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, согласно заявлению Ельцина, должна была быть приостановлена. Но подписанного президентом указа в печати не появилось.
Несмотря на отсутствие опубликованного, т.е. официального и подписанного Ельциным указа, Конституционный Суд, на основании телеобращения Ельцина от 20 марта, признал 23 марта 1993 г. действия президента неконституционными и усмотрел наличие оснований для отрешения Ельцина от должности президента.
26 марта в Москве срочно собрался IX (чрезвычайный) Съезд народных депутатов, в повестку дня которого было внесено голосование об отрешении Ельцина от должности президента РФ.
Но накануне – 25 марта – в печати был опубликован указ президента совсем с другим заголовком «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Текст указа существенно отличался от текста предыдущего телеобращения от 20 марта. В нем уже не содержалось положений, грубо нарушающих Конституцию РФ.
В указе говорилось о назначении на 25 апреля 1993 года голосования о доверии Президенту Российской Федерации и голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации и проекту закона о выборах в федеральный парламент.
Принципиальное смягчение опубликованного указа по сравнению с текстом телеобращения повлияло на решение депутатов. За отрешение президента от должности проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (то есть 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против — 268.
Против идеи президента о референдуме Съезд не стал возражать и назначил на 25 апреля всенародное голосование. Избирателям предстояло ответить на четыре вопроса:
1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?
Референдум был проведен, и 5 мая 1993 года Центральная комиссия Всероссийского референдума признала его состоявшимся. Официальные итоги референдума были таковы.
В референдуме приняли участие 64,05% всех российских избирателей. По первому вопросу за выражение доверия Ельцину проголосовало 58,7% избирателей от принявших участие в голосовании. Поддержали проводимую президентом и правительством социально-экономическую политику 53,0% избирателей.
За досрочные выборы президента РФ проголосовало 49,5%, а за досрочные выборы Верховного Совета РФ 67,2% от принявших участие в голосовании. По этим двум вопросам решение не состоялось, так как согласно заключению Конституционного суда для принятия решения по последним вопросам необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей.
5 мая 1993 года был опубликован проект Конституции, разработанный президентской командой. 20 мая президент Ельцин объявил о созыве Конституционного совещания.
Состав Конституционного совещания, числом 762 человека, был определён Указом от 20 мая 1993 года № 718. В него вошли народные депутаты РФ – члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ – и по одному представителю от каждой фракции Съезда, а также 50 представителей Президента РФ и Правительства. От каждого субъекта Федерации в комиссию входило по 4 человека, включая глав исполнительных и законодательных органов власти.
В состав Совещания также были включены представители местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, а также представители товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Совещания принимали участие представители судов и прокуратуры.
5 июня 1993 года Конституционное совещание приступило к работе. В процессе работы над текстом Совещание внесло несколько сот поправок в первоначальный «президентский» проект. В него вошли и наработки Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России.
Первый этап работы Конституционного совещания завершился подписанием участниками Совещания 12 июля 1993 года доработанного и согласованного на нём проекта Конституции РФ. Этот документ и должен был быть вынесен на всенародное голосование.
Продолжение читайте на сайте 23 декабря



