Сегодня началось общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ. В Москве и Нижегородской области принять участие в нем можно и по интернету. Это новый опыт на мировом уровне по масштабному внедрению инноваций электоральных технологий. Своими мыслями о значимости новой формы голосования поделился с РАПСИ первый заместитель руководителя общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в городе Москве Вадим Ковалев.
Электронное голосование – это, можно сказать, мировой тренд. Это в принципе ни для кого не новость, поскольку во многих странах мира люди голосуют электронно и начинают к этому уже привыкать. Есть много стран, где электронное голосование по количеству избирателей вполне сопоставимо с таким вот традиционным офлайн-голосованием. И если мы думаем, что это только передовые капиталистические страны, это не так. На постсоветском пространстве это Эстония. В Эстонии электронное голосование вполне развито и весьма популярно.
Поэтому мы здесь что-то новое не открываем, потому что цифровизация в России идет довольно активно. В сфере цифровизации нашей страны есть чем гордиться, потому что – вот маленький пример – половина Европы по-прежнему платит за парковку монетками, а у нас есть для этого удобное приложение. И так во всем. Наши портал «Госуслуги», портал mos.ru взяли необыкновенное количество призов за эти годы на разных престижных международных форумах и конкурсах.
Цифровые услуги потихоньку стали частью нашей жизни. Все мы привыкли к ним: мы записываемся к врачу онлайн, не говоря уже про оплату парковки и штрафов. Мы привыкаем к этому. Все больше скачиваний разных сервисов, таких как приложение налоговой службы и т.д. Это очень функционально. Поэтому мы в Общественной палате города Москвы под руководством Алексей Венедиктова уже много лет выступаем за электронное голосование и делаем последовательные шаги для того, чтобы это голосование у нас в стране появлялось.
Что мы для этого делаем прежде всего? Для того, чтобы электронное голосование работало, необходимы две вещи: «железо» – работающие алгоритмы, – и доверие избирателей. И если говорить про «железо», то мы провели несколько экспериментов. Напомню, что у нас в городе был проведен эксперимент на выборах в Мосгордуму, когда в трех избирательных округах помимо традиционного голосования была возможность опробовать и новый формат. Также у нас был отдельный опыт принятия важного решения для жителей Новой Москвы – я имею в виду голосование по размещению станций метрополитена в городе Троицке. На всех этих экспериментах мы смогли оттестировать «железо». Мы объявляли даже конкурсы на взлом этой системы, чтобы найти уязвимые места. Да, мы их находим. Мы об этом честно говорим, и мы эти пробелы стараемся закрывать. И у нас это получается.
В этом году у нас отдельный бизнес-челлендж: то количество людей, которое записалось на голосование онлайн в Москве, это больше миллиона человек. Мы также накануне провели тест системы. Мы задали вопрос москвичам, который волнует, конечно, каждого жителя столицы: «Что вы предпочитаете? Куда надо стремиться: к увеличению количества парковочных мест во дворах или в зеленом насаждении? На что выделять бюджет?» С незначительным перевесом победили зеленые насаждения.
Во время теста система не подвисла, система сработала. Мы посмотрели, как работает ТИК ДЭГ (территориально-избирательная комиссия дистанционного электронного голосования), и система сработала. Но там проголосовало порядка 100 тыс. человек.
А вот сейчас, на голосовании по поправкам к Конституции, у нас миллион записавшихся. Это вызов для системы, и я надеюсь, что она будет работать исправно, несмотря на большое количество людей.
Я могу сказать, что электронное голосование стало актуальным из-за пандемии коронавируса. Конечно, несмотря на то, что у нас в Москве количество случаев COVID-19 стремительно падает, безопасности не бывает много. Именно поэтому мы просим и приглашаем москвичей не только использовать маски и перчатки во время голосования, но и по возможности проголосовать онлайн.
Это значит, что не нужно будет идти на избирательный участок, ведь согласитесь, хоть риск заражения минимальный, но он существует. И зачем ходить, если можно не ходить? Это раз.
Второй момент: сейчас многие, кто перешел на работу в удаленном режиме, находятся на дачах, в других местах, может быть, у родственников, где условия позволяют обеспечить более комфортную жизнь. И это еще одна категория людей, которая очень активно пользуется подобной возможностью. Не надо куда-то ехать и что-то подобное делать, но вот если ты прописан в Москве, ты можешь воспользоваться голосованием онлайн и проголосовать в принципе из любой точки.
Конечно, было бы очень приятно мне лично приехать в мою родную школу, где находится мой избирательный участок, где я когда-то учился, - московский прекрасный район Отрадное. Посмотреть эти стены, купить сосиску в тесте и насладиться прочими прелестями участка избирательного, но времени на это, конечно, не хватает. И на самом деле электронное голосование решило нашу многолетнюю проблему в штабе по наблюдению за выборами, когда многие члены штаба просто не успевали проголосовать сами, хотя наблюдали за всеми остальными.
Теперь это возможно, и я вот сегодня проголосовал, не держу пальцы крестиком, а клянусь, что в моем случае я голосовал в 13 часов по московскому времени и сработала безукоризненно. Правда письмо, которое содержало напоминание о голосовании и, собственно, еще одну ссылочку на сайт og2020.ru, почему-то у меня попало в спам. Не знаю, к кому вопрос. Наверное, к Яндексу, где у меня почтовый ящик. Но я, слава богу, его там нашел, прошел по ссылке, за секунду отметил галочку не скажу в какой ячейке и мне написали: «Спасибо, ваш голос принят».
Таким образом, главное преимущество электронного голосования – экономия времени. И это прогресс, к которому мы придем обязательно, потому что сейчас люди весьма взрослые активно пользуются гаджетами, не говоря уже про поколение Z, живущее в нем. Должны ли мы вовлекать таких людей в принятие решений? Конечно, должны. Должны ли мы создавать дополнительные возможности для участия людей в голосовании? Конечно, должны.
Но есть еще один важнейший момент – это безопасность. Даже если минимальный риск заражения коронавирусной инфекцией существует, можно просто проголосовать онлайн и этот риск вообще свести к нулю.