БАНГКОК, 11 авг - РАПСИ, Евгений Беленький. Российский бизнесмен Виктор Бут, арестованный в Таиланде в марте 2008 года по запросу США, в среду отметил в центральной бангкокской тюрьме Клонг Прем первую годовщину решения таиландского суда об отказе США в его экстрадиции, передает корреспондент РИА Новости.

Уголовный суд Таиланда постановил 11 августа 2009 года отказать США в экстрадиции россиянина из-за политического характера американских обвинений, отсутствия минимально необходимых доказательств его виновности и невозможности вынесения обвинительного приговора в Таиланде за "предполагаемое преступление, якобы совершенное иностранцем по отношению к другим иностранцам на территории иностранного государства".

Год после приговора

В среду, 11 августа 2010 года, Бут передал РИА Новости через своего таиландского адвоката заявление по поводу годовщины вынесения постановления.

"Год назад уголовный суд Бангкока принял постановление об отказе США в моей экстрадиции. Прокуратура Таиланда под давлением посольства США подала апелляцию на это постановление. За прошедший год адвокатами было подано 27 запросов на мое временное освобождение под залог. Несмотря на то что посольство РФ выступало в этих запросах как согарант, ответом на каждый запрос был отказ со ссылкой на то, что я иностранец и могу бежать из страны", - говорится в заявлении.

В Америке Бута считают крупнейшим в мире нелегальным торговцем вооружениями. Заявка на его экстрадицию из Таиланда в США основывалась на заведенном против россиянина в нью-йоркском суде уголовном деле о поставках в 2008 году оружия леворадикальной колумбийской группировке Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК), которую в США считают террористической организацией.

Арест россиянина в Бангкоке в марте 2008 года проводили сотрудники американских спецслужб с участием таиландской полиции. Бут, никогда не бывавший ни в Америке, ни в Колумбии и не имевший деловых отношений с представителями этих стран, полностью отрицает выдвинутые против него обвинения в "заговоре с целью убийства американских граждан", "нелегальной торговле средствами ПВО" и "материальной поддержке терроризма". Он заявляет, что в прошлом занимался легальным бизнесом в сфере международных авиаперевозок, а в 2001 году закрыл свои авиапредприятия и с того времени почти безвыездно находился в России, а международным бизнесом не занимался.

Уголовное дело против американских агентов

После вынесения приговора и подачи прокуратурой апелляции, адвокаты Бута попытались возбудить уголовное дело против арестовавших его агентов DEA, американской спецполиции по борьбе с наркотиками, которой в 2001 году были даны дополнительные полномочия по борьбе с международным терроризмом.

"Суд южного округа Бангкока отказался рассматривать мой иск против агентов американских спецслужб, которые в марте 2008 года участвовали в моем аресте, мотивируя свой отказ тем, что мои адвокаты не смогли предоставить суду домашние адреса агентов в США. При этом, выступая в качестве свидетелей на судебном слушании по делу о моей экстрадиции, эти агенты в своих показаниях перед таиландским судом признали, что проводили подготовку ареста, осуществили скрытую видео- и аудиозапись и провели обыск и задержание без санкции таиландского суда", - говорится по этому поводу в заявлении Бута.

Во время слушаний дела об экстрадиции адвокаты Бута не раз запрашивали у прокуратуры документы первоначального полицейского расследования, которое проводилось таиландской полицией по инициативе посольства США в Бангкоке еще до приезда туда российского бизнесмена.

Защита Бута надеялась доказать с помощью содержащихся в деле документов, что американская сторона и несколько таиландских чиновников ввели суд в заблуждение, чтобы заранее получить ордер на арест Бута. Однако прокуратура отказалась предоставить документы, сославшись на государственную тайну и вероятное негативное влияние разглашения этих документов на отношения между Таиландом, США и Россией. Суд не принял этих возражений, однако прокуратура так и не предоставила судье документов.

"Мои обращения к министру юстиции Таиланда с жалобами на действия прокуратуры остались без ответа, как и многократные попытки адвокатов и консульского отдела посольства России выяснить хотя бы приблизительную дату вынесения решения апелляционным судом. Этого решения я жду в тюрьме уже почти год", - говорится в заявлении.

Ржавые кандалы и международные правовые стандарты

"Сами условия содержания в тайской тюрьме, конвоирование в суд в ржавых кандалах на ногах и в унижающей человеческое достоинство одежде, запрет вести переписку на русском языке, сокращение времени свиданий с родными с 30 до 15 минут в день, отказ тюремных властей в предоставлении телефона для звонков родным и в посольство, хотя остальным заключенным пользоваться телефоном разрешено - все это не соответствует никаким, даже минимальным, стандартам международного права и ООН", - пишет в своем заявлении Бут.

"Тем не менее, я полон решимости бороться за свое честное имя и добиваться справедливости. Спасибо всем, кто поддерживает меня в этой борьбе", - говорится в документе.

Во вторник, накануне годовщины решения суда, корреспондент РИА Новости посетил Бута в бангкокской центральной тюрьме Клонг Прем. Россиянин был бодр, шутил, однако в его взгляде чувствовались напряжение и усталость.

"Если все это еще на сколько-то затянется, надо будет просить о переводе в другую тюрьму. Здесь вперемежку "сидят" и подследственные, и подсудимые, и приговоренные. Там, в другой тюрьме, тоже в Бангкоке, в основном приговоренные, но есть и небольшое количество подследственных. Зато там есть стадион с беговой дорожкой, большой гимнастический зал и камеры на четыре человека. От 30 человек на 30 квадратных метрах - конечно, устаешь со временем", - сказал корреспонденту россиянин.

"Для меня уже нет разницы - подследственные вокруг меня или приговоренные. Фактически, я тут тоже "отсиживаю". Прошел год после приговора в мою пользу, а я все еще здесь. Чем тогда я отличаюсь сейчас от приговоренного? Только тем, что не знаю, когда заканчивается мой срок", - сказал РИА Новости Бут.