МОСКВА, 13 фев - РАПСИ. Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в среду на открытых слушаниях рассмотрит жалобу на свое предыдущее решение по заявлению родственников польских военнопленных, расстрелянных в 1940 году под Катынью.
ЕСПЧ в апреле 2012 года признал РФ нарушившей статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека, сочтя, что российские власти не предоставили некоторым из заявителей достаточно информации о судьбе их родственников. При этом судьи не стали выносить решение по жалобе касательно нарушения статьи 2 (право на жизнь).
Бартоломей Соханьский, один из адвокатов заявителей, сообщил ранее РАПСИ, что трудности со статьей 2 у суда возникли из-за того, что российская сторона не представила всех необходимых документов. Поводом для обжалования принятого ЕСПЧ в апреле решения адвокат назвал важность дела, а также то, что мнения судей в конечном счете разделились.
"Решение суда от 16 апреля в целом нас удовлетворило. Но трибунал постановил, что не в его компетенции решать, насколько эффективно велось российское расследование. Решение было принято четырьмя голосами против трех. Мы хотим, чтобы Большая палата изменила эту позицию", - пояснил другой адвокат заявителей Иренеуш Каминьский.
После вынесения решения по "Катынскому делу" в апреле прошлого года и его передачи в Большую палату ЕСПЧ в сентябре того же года представителям истцов, а также польского и российского правительства была предоставлена возможность письменно изложить свои аргументы.
На слушаниях в среду участникам процесса необходимо будет сжато ответить на дополнительные вопросы суда по данному делу.
Как ожидается, решение Большой палаты ЕСПЧ будет оглашено ближе к концу 2013 года.
"Тут нет каких-то ограничений во времени, но, руководствуясь статистикой, предполагаю, что вердикт может прозвучать через восемь-девять месяцев, в некоторых случаях бывает, что и позднее. Если палате хватит этого срока, то решение будет оглашено в конце 2013 года", - полагает Каминьский.
Суть претензий к России
Согласно рассекреченной записке председателя КГБ Александра Шелепина, в рамках спецоперации НКВД, которая производилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, а также на Украине и в Белоруссии было расстреляно в общей сложности около 22 тысяч польских военнопленных.
Польская сторона обратилась в Страсбургский суд, выразив свое неудовлетворение проведенным Россией расследованием событий 70-летней давности.
Начатое в 1990-х годах расследование было прекращено в 2004 году на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).
В связи с этим в ЕСПЧ в 2007 и 2009 году были поданы две жалобы, которые позднее были объединены в одно производство. При этом польская сторона заявила изначально о нарушении целого ряда статей Европейской Конвенции о защите прав человека (Конвенции): статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращения), статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты).
В июле 2011 года суд принял жалобы к рассмотрению лишь по двум статьям из этого списка - по второй и третьей, в соответствии с которыми заявлялось, что РФ не провела расследование обстоятельств расстрела поляков должным образом и что она неподобающе отреагировала на обращения заявителей.
В разбирательстве дела в ЕСПЧ в качестве третьей стороны на основании статьи 36 Конвенции участвовало и правительство Польши.
"Катынский вопрос" долгие годы осложнял российско-польские отношения, и в 2010 году власти РФ опубликовали электронные копии документов о расстрелянных поляках, передав Польше и материалы уголовного дела по расстрелу.
Российская сторона продолжает работу по рассекречиванию материалов "Катынского дела", которое вела Главная военная прокуратура (ГВП) РФ. ГВП 21 сентября 2004 года окончательно прекратила уголовное дело номер 159 на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).