МОСКВА, 6 июля – РАПСИ. После неожиданной победы сторонников выхода из ЕС в ходе национального референдума в Соединенном Королевстве разгорелась дискуссия вокруг статьи 50 Лиссабонского договора, определяющей процедуру выхода из Евросоюза.
Причина разногласий – неопределенность формулировок этой статьи, гласящей, что любое государство-член ЕС может принять решение о выходе из союза, руководствуясь нормами Конституции. Британские юристы, специализирующиеся на вопросах конституционного права, теперь споят о том, кто именно - премьер министр страны или ее парламент - обладает необходимыми полномочиями для запуска процедуры выхода.
Дело в том, что исполнительная власть в лице главы правительства обладает т.н. «королевской прерогативой», т.е. определенными полномочиями, часто используемыми при решении внешнеполитических вопросов, которые парламент, как правило, оставляет на усмотрение правительства. В то же время полномочия исполнительной власти не распространяются на законодательство страны, находящееся в исключительной компетенции парламента. Часть юристов настаивает на том, что процедура выхода не может быть запущена без участия парламента страны, поскольку речь идет об изменении ее внутреннего законодательства.
Юридическая фирма Mishcon de Reya заявляет, что, поскольку референдум носил совещательный характер, использование «королевской прерогативы» может подорвать суверенный статус парламента, тогда как именно он представляет народ по конституции Соединенного Королевства. Соответственно, в компании полагают, что запуск процедуры выхода страны из Евросоюза без участия парламента будет свидетельствовать о нарушении закона.
В то же время Оливер Летвин, возглавляющий в правительстве комитет по «брекситу» (неологизм, образованный из слияния двух слов – Britain/Британия и exit/выход – ред.), заявил со ссылкой на экспертов, что выход страны из ЕС может быть формально начат правительством без участия парламента в соответствии с полномочиями, которыми оно обладает по «королевской прерогативе».
Спор идет исключительно о полномочиях правительства и парламента по инициации процедуры выхода из ЕС. Сторонники обеих точек зрения настаивают, что в процессе «развода» с Евросоюзом законодательный орган страны будет играть далеко не последнюю роль.