МОСКВА, 20 июн – РАПСИ, Владимир Ядута. Жалоба на российский закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних свидетельствует о серьезном конфликте, полагает судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге Дмитрий Дедов.
Страсбургский суд во вторник признал нарушение прав трех российских гей-активистов в связи с принятым в 2013 году законом, известным как закон о запрете гей-пропаганды. По мнению ЕСПЧ, права заявителей нарушены по двум статьям Европейской конвенции по правам человека – статье 10, гарантирующей свободу выражения мнения, и статье 14 о запрете дискриминации.
Вместе с тем в решении ЕСПЧ приводится особое мнение судьи Дедова, который обращает внимание на неоднозначность рассматриваемого дела. Оно «представляет собой не просто конфликт между правом на свободу выражения мнения и правом на частную и семейную жизнь; тут также конфликт между различными формами самоидентификации человека. Этот вопрос жизненно важен для обеих сторон, и они никогда не придут к соглашению. До настоящего времени Совет Европы выступал за неограниченное общественное признание нетрадиционных сексуальных отношений даже в таких чувствительных областях, как уязвимость определенной группы лиц (детей) из-за их незрелости, религиозных и философских убеждений их родителей (по вопросам о том, как должна быть организована семья), национальные традиции и ценности, включая материнство, национальную демографическую политику и чувствительность сексуального образования», - отмечает Дедов.
Законопроект, запрещающий пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, был представлен еще в 2003 году на региональном уровне. В Санкт-Петербурге закон о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних вступил в силу 30 марта 2012 года. В конце июня 2013 года соответствующий закон был принят на федеральном уровне. За нарушение этого закона для граждан установлен штраф в 4-5 тысяч рублей, для должностных лиц штраф составляет от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 800 тысяч рублей до одного миллиона рублей.
Конституционный суд РФ в сентябре 2014 года признал закон конституционным, отметив, что он не мешает публичному обсуждению правового статуса сексуальных меньшинств и не предполагает вмешательства во внутренний мир человека, включая сексуальное самоопределение личности, а также не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений.