МОСКВА, 23 мая — РАПСИ. Суд ЕС в Люксембурге отклонил заявление нескольких частных инвесторов к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), которые требовали компенсации за якобы понесенные ими убытки из-за реструктуризации государственного долга Греции в 2012 году.
Суд в Люксембурге указал, что после того, как в стране в 2009 году проявился кризис с государственным долгом, власти Греции в целях выправления финансовой ситуации предложили реструктуризацию задолженности. При этом свой вклад в снижение долгового бремени должны были внести и частные кредиторы, с которыми были проведены соответствующие переговоры об обмене прежних долговых инструментов на новые.
Европейский центральный банк, в который власти Греции обратились с вопросом о законности подготовленного ими законопроекта, предполагавшего распространение достигнутого соглашения и на кредиторов, не ставших его участниками, не выдвинул каких-либо возражений в своем ответе, который дал в феврале 2012 года.
Соответственно, закон был принят. С обменом долговых инструментов согласились 85,8% инвесторов, остальных документ обязывал на проведение этой операции независимо от их согласия. Позже, ряд кредиторов через Суд ЕС потребовал от ЕЦБ выплаты компенсаций, утверждая, что этот финансовый институт не указал греческим властям на якобы незаконный характер их действий.
Проанализировав аргументы сторон, Суд ЕС пришел к выводу, что в обязанности ЕЦБ не входит оценка того, были ли соблюдены Грецией контрактные обязательства по договорам с кредиторами.
В то же время, отмечается в постановлении, сама реструктуризации государственного долга ни в коей мере не нарушала принципов исполнения таких обязательств, и заявителям стоило помнить, что инвестиции в государственные долговые инструменты являются рисковой операцией. При этом власти обладают полномочиями по проведению переговоров об изменении своих обязательств в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, оправдывающих перезаключение соответствующих контрактов.
Тем не менее Суд ЕС подтвердил, что на ЕЦБ лежит обязанность выявления «серьезных» нарушений фундаментальных положений законодательства Евросоюза, гарантирующего права собственности, и он должен нести ответственность в случае ее неисполнения.
Однако, заявил суд, при анализе поданного против ЕЦБ заявления следует учитывать, что в общественных интересах на права собственности могут накладываться ограничения, что и произошло в данном случае. Несмотря на нарушение прав некоторых инвесторов, оспариваемые меры были предприняты в целях соблюдения общественных интересов, заключающихся в обеспечении стабильности банковской системы Еврозоны в целом, а реструктуризация не стала «несоразмерным и непереносимым» вмешательством в права собственности заявителей.