МОСКВА, 25 сен — РАПСИ. Регуляторы сталкиваются с трудными проблемами в отношении правовых услуг, поставляемых в электронном виде через государственные границы, поскольку они могут привести к полной неуправляемости системы, заявляют эксперты на конференции Международной ассоциации юристов (МАЮ), проходящей в Сеуле

Как сообщает The Law Society Gazette, специалисты из Англии и Уэльса, Индии и Кореи согласны в том, что цифровые технологии коренным образом меняют предоставление юридических услуг.

Появление возможностей обслуживания клиентов через интернет, невзирая на государственные границы, уже создает проблемы для регуляторов, заявляет один из участников конференции, поскольку вся система управления предоставлением таковых сформировалась в мире, где юристам приходилось физически присутствовать в тех или иных юрисдикциях, в чем больше нет нужды.

Наряду с этим, технологии искусственного интеллекта и блокчейна поднимают вопрос о том, машина или человек выступает поставщиком юридических услуг, и в связи с этим — проблему объектов регулирования. «Есть ли смысл регулировать индивидуумов, если услуги более не предоставляются индивидуумами», — размышляет эксперт.

Взаимное признание лицензий и квалификационных показателей лишь отчасти разрешает проблему, поскольку не затрагивает «нерегулированные и слабо-регулируемые» услуги, так как в подобных случаях отсутствует предмет взаимного признания, не говоря уже об услугах, предоставляемых машинами.

Еще один из участников конференции задается вопросом ответственности юристов за возможное мошенничество при сделках в гипотетической ситуации, в которой они окажут содействие клиентам своей страны с жесткими ограничениями на торговлю криптовалютами при инвестировании в более либеральных юрисдикциях. По его мнению, здесь стоит обратиться к практике в США, где компании отвечают перед национальными судами за правонарушения, допущенные за границами страны.

В целом участники встречи согласились, что время давать конкретные ответы на поставленные на обсуждение вопросы еще не пришло. Особенно озадачил собравшихся один из авторов The Law Society Gazette, спросивший о том, возможно ли вообще назвать юридической услугой таковую, если она оказана машиной без вмешательства человека?