МОСКВА, 29 апр — РАПСИ. Европейская комиссия запустила официальную процедуру правовой оценки недавно принятого в Польше закона, расширившего полномочия правительства страны в вопросе наложения санкций на судей вплоть до их отправления в отставку, сообщается на официальном сайте ведомства.
Теперь у Варшавы есть два месяца на предоставление Еврокомисии разъяснений, каким образом одобренная нижней палатой парламента в декабре 2019 года правовая новелла соблюдает принятые в Европейском Союзе стандарты в области независимости и беспристрастности судебной ветви власти.
В частности, функционеры выразили обеспокоенность расширением трактовки такого понятия, как дисциплинарный поступок. По их мнению, это может привести к росту количества ситуаций, в которых содержание судебных решений может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок со стороны судьи. Это, в свою очередь, прямо нарушает статьи 19 (1) Договора о Европейском Союзе и 47 Хартии основных прав Европейского Союза.
Во-вторых, как отметили в комиссии, закон наделил Палату чрезвычайного контроля и общественных дел при Верховном суде исключительной компетенцией принимать решения по вопросам независимости судебных органов, из-за чего у польских судей отсутствует возможность выполнять свои обязательства по соблюдению законодательства ЕС и запрашивать трактовку его положений в суде Люксембурга.
В-третьих, по мнению экспертов, властям Польши стоит обратить внимание на положение, закрепившее право накладывать санкции на судей, ставящих под сомнение законность иных судебных решений и кадровые назначения.
Наконец, требование к судьям раскрывать информацию о своей жизни и действиях, не связанных с исполнением профессиональных обязанностей, нарушает право на уважение частной жизни и право на защиту персональных данных, гарантированных Хартией основных прав Европейского Союза и Общим регламентом по защите данных (GDPR), отмечают в комиссии.
Реформа системы польской юстиции продолжается с 2015 года. В ходе ее проведения целый ряд законодательных новелл вызвал серьезную критику в Европейском Союзе, побудив Еврокомиссию начать диалог с национальными властями. Многие спорные ситуации дошли до Люксембургского суда, завершившись не в пользу Варшавы.
Так, недавно, в апреле этого года, суд ЕС заявил о обязанности польских властей немедленно приостановить действие положений национального законодательства о полномочиях Дисциплинарной палаты ВС страны в отношении разбирательства дисциплинарных проступков судей. Люксембургский суд в очередной раз отклонил аргументы Варшавы о неприемлемости иска ввиду отсутствия у него должной юрисдикции, разъяснив, что, хотя организация правосудия и находится в компетенции национальных властей, они при этом обязаны соблюдать положения законодательства ЕС.