МОСКВА, 4 дек — РАПСИ. Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) выразил глубокую обеспокоенность ввиду отсутствия четкого сигнала руководства Польши службам разведки и безопасности об абсолютной неприемлемости произвольных задержаний, пыток и тайных операций по экстрадиции лиц, как это было в ситуации с двумя заключенными Гуантанамо (28761/11).

Соответствующее заключение было сделано КМСЕ по результатам 1410-го заседания по контролю за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), состоявшегося в первых числах декабря этого года.

Фабула дела

Постановление суда в Страсбурге, о котором идет речь, касалось дела о секретной тюрьме ЦРУ на польской территории, в которой некогда содержались заключенные Абд Ар-Рахман Аль Нашири и Абу Зубейда по подозрению в их предположительной связи с организаций террористических актов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах.

Польша стала одной из европейских стран, участвовавших в специальной программе США для «особо важных заключенных», в рамках которой на территории этих стран действовали «секретные тюрьмы». Подобные учреждения также были в Румынии и Литве.

Оба заявителя жаловались на нарушение статьи 3 (запрет пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), статьи 5 (право на свободу и безопасность), статьи 6 (право на справедливое разбирательство), статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека. Аль Нашири также заявил о нарушении статьи 2 (право на жизнь) и статьи 1 протокола 6 (отмена смертной казни) Конвенции.

Материалы дела программы, о завершении которой власти США официально объявили в сентябре 2006 года, остаются засекреченными.

ЕСПЧ в июле 2014 года признал нарушение прав заявителей, присудив каждому из них по 100 тысяч евро компенсации морального вреда, а также 30 тысяч евро Абу Зубейда в погашение судебных издержек. Суд также принял индивидуальные меры в отношении Аль Нашири, обязав Польшу снять риск смертной казни для заявителя путем требования от властей США гарантий, что ему не будет назначено такое наказание.

Своим решением Страсбургский суд подтвердил, что подозреваемые подвергались пыткам.

Индивидуальные меры КМСЕ по результатам 1410-го заседания

Комитет министров, в первую очередь, обратил внимание Польши на то, что последствия нарушения ею Конвенции для заявителей не устранены, поскольку Аль Нашири до сих пор угрожает «вопиющий отказ в правосудии» и возможная смертная казнь, в то время как Абу Зубейда с 2002 года не предъявлены обвинения.

Вследствие этого КМСЕ продолжает призывать Польшу «приложить все возможные усилия», в том числе на самом высоком дипломатическом уровне, для получения от США гарантий в «прекращении произвольного ареста» Зубейды и в том, что он не будет подвергаться бесчеловечному обращению, а также что они не прибегнут к смертной казни в отношении Аль Нашири.

КМСЕ предложил Варшаве участвовать в качестве amicus curiae (лицо, оказывающее содействие суду, предлагая вниманию информацию, имеющую отношение к делу) в связанных с ситуацией судебных разбирательствах в США.

Вместе с тем КМСЕ отметил отсутствие сведений о ситуации с расследованием действий польских должностных лиц, из-за которых стало возможно нарушение прав заявителей. В документе указывается, что расследование идет уже более 12 лет, КМСЕ призывает Варшаву незамедлительно предоставить информацию — при необходимости на конфиденциальной основе — о ходе этого расследования, масштабах и ориентировочных сроках завершения следственных действий.

Что касается Соединенных Штатов, в решении подчеркивается, что им как наблюдателю при Совете Европы следует прекратить свое упорство, пересмотреть позицию и предоставить необходимые гарантии.

КМСЕ выразил надежду на прогресс в данном вопросе до своего 1411-го заседания по контролю за исполнением постановлений ЕСПЧ, которое запланировано на сентябрь 2021 года — именно тогда министры планируют вновь изучить ситуацию.