МОСКВА, 13 мая — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 18 мая огласит свою позицию по жалобам двух турецких журналистов, столкнувшихся с уголовным преследованием в стране после публикации полученных от WikiLeaks сведений о Берате Албайраке, занимавшем пост министра энергетики Турции.

В 2016 году заявители (42201/17 и 42212/17), один из которых работал в местном новостном издании, а другой в — ежедневной национальной газете Birgün, обнаружили размещенные на сайте основанной Джулианом Ассанжем организации WikiLeaks более 50 тысяч электронных писем, предположительно отправленных с почты Албайрака в период с 2000 по 2016 год.

В поступивших в ЕСПЧ материла указывается, что ряд сведений из этих писем журналисты опубликовали. Ввиду этого прокуратура Стамбула возбудила уголовное дело в отношении заявителей, они были арестованы в январе 2017 года по обвинению в принадлежности к запрещенной в стране организации. В конце того года журналисты были освобождены, а Конституционный суд Турции отклонил их индивидуальные обращения.

В своих жалобах в ЕСПЧ заявители настаивают, что решение о заключении их под стражу было произвольным, поскольку не было никаких конкретных доказательств, указывающих на совершение им уголовного преступления. Таким образом, по их мнению, Турция нарушила пункты 1 и 3 статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции по правам человека.

Вместе с этим журналисты, ссылаясь на пункт 4 статьи 5 (право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности заключения под стражу) Конвенции, обращают внимание ЕСПЧ на отказ национальных властей в ходе разбирательства в суде в Стамбуле предоставить стороне защиты доступ к материалам расследования и на длительность рассмотрения их обращений КС Турции.

Также журналисты заявили о предполагаемом нарушении статьи 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) в привязке к статье 5 Конвенции.

Наконец, журналисты полагают, что в той ситуации власти Турции неправомерно вмешались в свободу выражения мнения, гарантированную статьей 10 Конвенции.