МОСКВА, 5 июл — РАПСИ. Высший суд Онтарио разрешил России приобщить дополнительные материалы по спору с компанией Luxtona, бывшим кипрским акционером ЮКОСа, о полномочиях международного арбитража по рассмотрению заявления о компенсации более чем на 700 миллионов долларов.

Арбитражное разбирательство, о котором идет речь, было инициировано Luxtona еще в июне 2013 года. Его администрирование осуществляет Постоянная палата третейского суда в Гааге. Бывший акционер ЮКОСа утверждает, что Россия не защитила должным образом его инвестиции.

Стороны определились с кандидатурами арбитров, местом рассмотрения спора было выбрано Торонто. Однако вскоре после этого Россия, представив свои возражения, заявила о том, что спор не может рассматриваться арбитражем, в том числе в силу положений российского законодательства применительно к Договору к Энергетической Хартии.

Панель арбитров в марте 2017 года вынесла промежуточное решение, признав свои полномочия по рассмотрению заявления Luxtona.

Российская сторона в связи с этим обратилась в Высший суд Онтарио, представив дополнительные материалы, в том числе два экспертных заключения касательно российского права, которые не использовались в арбитраже при рассмотрении вопроса о его полномочиях.

В апреле 2018 года канадский суд разрешил российской стороне предоставить полный пакет материалов. Однако Luxtona обжаловала это решение, и в декабре 2019 года суд удовлетворил ее обращение.

Тогда судья Майкл Пенни пришел к выводу, что с учетом обстоятельств дела сторона, оспаривающая компетенции арбитража, в соответствии со статьями 16 и 34 Типового закона ЮНСИТРАЛ не может предоставлять новые материалы по вопросам права, не получив предварительно на то разрешение, не пояснив, в чем ценность этих материалов и почему они не были предоставлены ранее.

В августе 2020 года Высший суд Онтарио предоставил России право оспорить позицию судьи Пенни.

Поданная РФ жалоба была удовлетворена. Как указывается в материалах дела, с которыми ознакомилось РАПСИ, коллегия из трех судей пришла к заключению, что подобные ограничения в отношении России будут нарушением ее прав.

«Поскольку суд рассматривает вопрос о юрисдикции с самого начала (de novo), стороны имеют право представить доказательства, включая заключения экспертов, относящиеся к вопросу о юрисдикции», — говорится в решении коллегии.