МОСКВА, 21 сен — РАПСИ. Судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге единогласно пришли к выводу, что власти Российской Федерации нарушили свои обязательства по обеспечению необходимых условий для проведения эффективного расследования обстоятельств смерти в 2006 году бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.
Кроме того, судьи, рассматривавшие заявление №20914/07 поданное в мае 2007 года вдовой покойного, гражданкой РФ и Великобритании Мариной Литвиненко, пришли к выводу о том, что в данном деле имеется нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека (Конвенции).
По мнению ЕСПЧ, были установлены достаточные основания для того, чтобы, опираясь на результаты расследования в Великобритании, возложить ответственность за отравление Литвиненко на Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, которые якобы действовали в качестве «агентов» российских властей.
В решении Страсбургского суда отмечается, что властям РФ «не удалось предоставить какого-либо иного удовлетворительного и убедительного объяснения событий или возражения против результатов расследования в Великобритании».
При этом российские власти не провели эффективное расследование дела с целью установления всех фактов произошедшего, а также идентификации и наказания лиц, которые несут ответственность за убийство Литвиненко в нарушение статьи 38 (Порядок рассмотрения дела) Конвенции, говорится в постановлении Страсбургского суда.
ЕСПЧ назначил заявительнице компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч евро и возмещение судебных расходов на сумму в 22,5 тысячи евро.
В свою очередь, судья ЕСПЧ от РФ Дмитрий Дедов, частично согласившись с остальными членами судейской коллеги, тем не менее указал на то, что, по его мнению, значительный ряд определенных недостатков анализа обстоятельств дела Литвиненко в ходе расследования в Великобритании и в Страсбургском суде не позволяет «вне всех разумных сомнений» утверждать об участии подозреваемых лиц в отравлении и делать выводы и о том, что они действовали в качестве «агентов».
Ранее власти РФ неоднократно заявляли о том, что обвинения британских властей в адрес граждан РФ в связи со смертью Литвиненко не имеют под собой никаких оснований. В частности, указывалось на то обстоятельство, что с момента возбуждения Генеральной прокуратурой России уголовного дела по факту смерти Литвиненко британские власти не выполнили в полном объеме ни одного запроса Москвы о производстве процессуальных действий на территории Великобритании, в то время как в предоставлении результатов экспертных исследований причин смерти было отказано. России не было предоставлено никаких доказательств, полученных в ходе расследования, проведенного британской стороной, сославшейся на якобы секретный характер материалов дела.