МОСКВА, 14 мар — РАПСИ. Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) 15 марта выскажется по делу судьи Высшего административного суда Польши Яна Гженда, обратившегося с жалобой в связи с преждевременным прекращением его четырехлетнего мандата в Национальном совете судей без, как считает заявитель, возможности обжаловать это решение.

Национальный совет судей Польши отвечает за назначение судей различных инстанций и рассмотрение этических жалоб на представителей судебного и адвокатского корпусов.

Согласно материалам дела, в январе 2018 года в рамках широко раскритикованной как на внутреннем, так и на международном уровнях реформы системы польской юстиции начали действовать новые правила, касающиеся назначения и полномочий Национального совета судей Польши. В свете этого «старый» его состав в течение месяца был отправлен в отставку, среди них был заявитель.

Жалоба в ЕСПЧ поднимает вопрос о предполагаемом нарушении государством-ответчиком права на справедливое судебное разбирательство и на эффективное средство правовой защиты, гарантированных статьями 6 и 13 Европейской конвенции по правам человека соответственно. Гженда утверждает, что ему было отказано в доступе к суду, поскольку в целом отсутствует возможность оспаривания прекращения членства в Национальном совете судей Польши.

Заявление поступило в ЕСПЧ в сентябре 2018 года и было зарегистрировано под номером 43572/18. В феврале 2021 года стало известно, что юрисдикция была уступлена в пользу Большой палаты на основании статьи 30 Конвенции. 

Тогда же ЕСПЧ сообщил, что на его рассмотрении находятся 27 жалоб, связанных с различными аспектами реформы судебной системы страны, и что всем им и будущим жалобам против Варшавы по схожим вопросам будет уделяться приоритетное внимание (Категория 1). 

В соответствии с политикой очередности рассмотрения дел в том виде, в каком она в настоящее время применяется ЕСПЧ, Категория 1 присваивается, как правило, неотложным случаям.

В большинстве жалоб, часть из которых подана действующими или бывшими судьями, заявляется о предполагаемом нарушении Польшей статьи 6, статьи 13, статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статьи 10 (свобода выражения мнения) Конвенции.