МОСКВА, 28 июн — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Испания нарушила право на уважение частной и семейной жизни 20 судей из Каталонии, на которых полиция составила досье, впоследствии оказавшиеся в распоряжении местной газеты, без какого-либо законного основания, следует из постановления по жалобе «М.Д. и другие против Испании» (36584/17).
Согласно материалам дела, поступившим на рассмотрение располагающегося в Страсбурге ЕСПЧ, все заявители были среди тех, кто в феврале 2014 года изложил в специальном манифесте собственное юридическое мнение относительно существующего в Каталонии движения за независимость региона.
Спустя несколько месяцев после публикации в мадридской ежедневной газете La Razón была опубликована статья с критикой манифеста, включавшая личные данные и фотографии судей-подписантов. Часть данных сведений, как отмечает ЕСПЧ, была взята из базы данных полиции.
Из-за утечки персональных данных было возбуждено уголовное дело, также заявители подали отдельную жалобу в Агентство по защите данных, упомянув в ней Министерство внутренних дел Испании и La Razón.
В рамках уголовного дела суд в Мадриде постановил, что, «хотя <…> расследуемые факты представляют собой уголовное преступление, <…> нет достаточных оснований приписывать его конкретному лицу». Вышестоящие инстанции государства-ответчика поддержали эту позицию. Расследование Агентства по защите данных продолжается до сих пор, следует из материалов дела.
На этом фоне заявители обратились в ЕСПЧ. В их жалобе среди прочего утверждалось, что полиция безосновательно составила досье, используя, в частности, фотографии, которые затем попали в прессу.
Страсбургский суд, в свою очередь, постановил, что одного факта наличия подобных досье (reports), о которых идет речь, достаточно, чтобы говорить о нарушении 8 статьи Европейской конвенции по правам человека (Конвенция).
ЕСПЧ пояснил, что в национальном законодательстве нет положения, разрешающего полиции составление таких досье без какой-либо связи с преступлением. Документы содержали личные данные, фотографии и определенную информацию о профессиональной деятельности.
Что касается утечки и последующего расследования, ЕСПЧ заявил, что не оспаривается тот факт, что фотографии и некоторая другая информация были получены из базы полиции. Государство-ответчик установил, что именно он несет ответственность за утечку.
В то же время, хотя у некоторых свидетелей были взяты показания, для эффективного расследования утечки, по мнению ЕСПЧ, необходимо было взять показания у большего количества лиц, в том числе старшего начальника полиции Барселоны. «Из-за отсутствия этого следственного действия государство не выполнило свои обязательства по статье 8 Конвенции», — заключил суд.