МОСКВА, 21 фев – РАПСИ. В Министерство юстиции Узбекистана поступило предложение, предусматривающее ужесточение правил условно-досрочного освобождения (УДО), говорится в сообщении ведомства.

Предлагается, в частности, разрешить подачу ходатайства об УДО после отбытия 3/4 назначенного наказания, а не 1/2 или 2/3, как установлено действующим законодательством.

Автор инициативы, профессор и завкафедрой уголовно-процессуального права Ташкентского государственного юридического университета (ТГЮУ) Дилдора Базарова, также считает необходимым, помимо требований к отбытому сроку наказания, «достаточному для запуска процедуры УДО», определить конкретные виды противоправных деяний, к которым данный механизм будет применяться. В настоящее время по этому вопросу в Уголовном кодексе Узбекистана установлены только категории «тяжких» и «особо тяжких» преступлений.

В качестве аргументов в пользу предложения профессор ТГЮУ ссылается на опыт других государств, таких как Российская Федерация и Республика Казахстан. Например, в России лица, осужденные за совершение отдельных преступлений, в том числе за половые или против несовершеннолетних, вправе просить об УДО лишь по истечении 3/4 от назначенного срока. В Казахстане же, по ее словам, такую же часть наказания должны отбыть граждане, которые раньше уже освобождались условно-досрочно, но снова были приговорены к лишению свободы.

По данным статистики, в Узбекистане отмечается высокий уровень преступности. Так, в 2021 году зарегистрированное число противоправных деяний составило 111 тысяч, что больше, чем в 2019 (62 тысячи) году на 60,8%. В 2022 году произошел незначительный спад: было зафиксировано более 105 тысяч преступлений.

В Узбекистане, заявляет Базарова, у многих заключенных есть возможность освободиться досрочно. В 2022 году было осуждено 56,5 тысячи граждан, а по УДО вышли на свободу около 27 тысяч; для более 10 тысяч осужденных наказание заменили на более мягкое.

Автор инициативы убеждена, что такие показатели негативно отражаются на числе преступников-рецидивистов. В 2022 году количество ранее судимых преступников составило почти 11,5 тысячи (12,6%) по сравнению с 9 тысячами в 2021 году. При этом, по информации Базаровой, участились случаи повторных правонарушений со стороны лиц, ранее освободившихся условно-досрочно.