МОСКВА, 17 мая – РАПСИ. Совет Европы (СЕ) одобрил первый международный юридически обязательный договор, открытый для всех государств мира, целью которого выступает обеспечение соблюдения прав человека, верховенства закона и правовых стандартов демократии при использовании систем искусственного интеллекта (ИИ).
«Рамочная конвенция Совета Европы об искусственном интеллекте, правах человека, демократии и верховенстве закона» была одобрена в ходе ежегодной министерской встречи Комитета министров Совета Европы, указывается в пресс-релизе СЕ.
Текст конвенции в течение двух лет разрабатывался межправительственным органом, Комитетом по искусственному интеллекту (Committee on Artificial Intelligence), членами которого выступают 46 государств-членов Совета Европы, Европейский Союз и 11 государств, не являющихся его членами (Аргентина, Австралия, Канада, Коста-Рика, Ватикан, Израиль, Япония, Мексика, Перу, США и Уругвай), а также представители частного сектора, гражданского общества и научных кругов, принявшие участие в качестве наблюдателей.
Договор устанавливает правовую основу, на которой будет проходить весь жизненный цикл систем ИИ и которая позволяет устранить риски их использования, не создавая при этом барьеров для продвижения инноваций в данной сфере, а также определяет основанный на оценке соответствующих рисков подход к проектированию, разработке, использованию и выводу из эксплуатации систем ИИ, предполагающий необходимость внимательного рассмотрения любых потенциальных негативных последствий использования таких систем, отмечает Совет Европы.
Соглашение охватывает использование систем ИИ как в государственном, так и в частном секторе. При этом предлагается два способа соблюдения указанных в документе принципов и обязательств при регулировании частного сектора: стороны могут предпочесть принять на себя прямые обязательства по соответствующим положениям конвенции или, в качестве альтернативы, принять другие меры для соблюдения положений договора, полностью придерживаясь при этом национальных и международных обязательств в отношении прав человека, демократии и верховенства закона.
Конвенция устанавливает требования к прозрачности и мерам надзора за использованием ИИ, в частности, их адаптацию к конкретным обстоятельствам и рискам, в том числе, связанным с идентификацией контента, создаваемого системами ИИ. Стороны также обязываются принимать меры по выявлению, оценке, предотвращению и смягчению возможных рисков, а также оценивать необходимость моратория, запрета или других соответствующих мер в отношении использования систем ИИ, когда соответствующие риски могут быть несовместимы со стандартами прав человека.
Сторонам конвенции также предписывается принять меры по обеспечению подотчетности и ответственности за возможные неблагоприятные последствия, а также добиться того, чтобы в системах ИИ уважалось равенство, включая гендерное равенство, соблюдался запрет дискриминации и не нарушались права на неприкосновенность частной жизни.
Более того, участники договора будут обязаны обеспечить доступность средств правовой защиты для лиц, чьи права человека были нарушены в связи с использованием систем ИИ, и процессуальных гарантий, включая уведомление любых лиц о вступлении их во взаимодействие с такими системами.
Для исключения возникновения угроз демократическим принципам договор требует от сторон принять меры, гарантирующие, что системы ИИ не будут использоваться для подрыва демократических институтов и процессов, включая принцип разделения властей, уважение независимости судебной власти и доступ к правосудию.
Тем не менее, стороны договора освобождаются от обязательств соблюдения его требований при осуществлении деятельности, связанной с защитой интересов национальной безопасности при условии обеспечения ведения такой деятельности без нарушения международного права и при уважении демократических институтов и процессов.
Конвенция также не ограничивает участников в деятельности, связанной с вопросами национальной обороны и научно-исследовательских работ, за исключением случаев, когда тестирование систем ИИ потенциально связано с рисками в отношении прав человека, демократии или верховенства закона.
Для обеспечения эффективной реализации положений конвенции учреждается контрольный механизм в форме Конференции Сторон.
В тех же целях договор требует от сторон создания собственного независимого механизма надзора и контроля за соблюдением конвенции, принятия мер по повышению осведомленности общества, стимулированию информированных общественных обсуждений и проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами по вопросам использования систем ИИ.
Рамочная конвенция будет открыта для подписания в Вильнюсе (Литва) 5 сентября, указывается в сообщении Совета Европы.