МОСКВА, 6 сен — РАПСИ. Несмотря на санкционное давление и принимаемые Россией ответные меры, торгово-экономические отношения между Москвой и Берлином не сошли на нет — бизнес ведется в новой специфической правовой реальности на фоне неизбежно возникающих вопросов, ответы на которые предприниматели и юристы ждут от регуляторов обеих стран, а также потребности в разъяснениях со стороны судебных органов. К этому жизнеутверждающему выводу пришли участники семинара, организованного Торговым представительством Российской Федерации в ФРГ совместно с Московской торгово-промышленной палатой (МТПП).
Проверка на прочность
В последние два года образовалась новая правовая сфера, которая связана с введенными против России ограничениями, существенно повлиявшими на ее экономическое сотрудничество с международными партнерами, — сообщил торговый представитель РФ в Германии Андрей Соболев.
«Несмотря на полное разрушение традиционного формата российско-германских торгово-экономических связей, они не разорваны полностью, продолжают адаптироваться, а потенциал для их развития сохраняется. Но, конечно, уже в новых правовых рамках и условиях», — отметил Соболев.
По его словам, около 60% стоимостного объема российского не топливноэнергетического экспорта в Германию, который имел место в 2021 году, предшествовавшем раскручиванию санкционной спирали против России, на сегодняшний день остается не под санкциями.
«Германия закупала и продолжает импортировать из-за границы тысячи товарных позиций, которые не являются подсанкционными в контексте возможной торговли ими с Россией. Это позволяет гипотетически рассуждать о потенциале российско-германской торговли в новых складывающихся условиях», — сообщил торгпред.
Бесценный исторический опыт и особенная германская стать
Президент МТПП Владимир Платонов дал понять, что устойчивость торгово-экономических отношений между Москвой и Берлином во многом определяется накопленным опытом и характером сложившихся за долгие годы взаимоотношений.
«Опыт работы с Германией принес огромную пользу. Я имел счастье общаться с мудрейшими германскими руководителями: Вальтером Момпером, Эберхардом Дипгеном, Райнхардом Фюрером, Алоисом Глюком, Кристианом Уде, уважаемым послом Германии в России Эрнстом-Йоргом фон Штудницем. В Берлине и Дюссельдорфе, Мюнхене и Франкфурте руководители понимали, видели пользу взаимовыгодного экономического сотрудничества и развивали его. Не могу не вспомнить госпожу Андреа фон Кнооп, 15 лет возглавлявшую представительство немецкой экономики в РФ и очень много сделавшую для развития внешнеэкономических связей между нашими странами», — отметил президент МТПП Владимир Платонов.
По его словам, благодаря тесному сотрудничеству, в Москве были созданы прекрасные возможности для развития германского бизнеса, и в сложившихся условиях можно говорить о потенциале сохранения российско-германской торговли и ее развитии по новым направлениям.
В свою очередь, вице-президент — управляющий директор управления международного двустороннего сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Красильников обратил внимание на то, что Германия занимает особое место среди дружественных и недружественных стран.
«В РСПП есть свой список приоритетных дружественных стран. Германия у нас стоит особняком: она и в список дружественных не входит, и в то же время в список недружественных мы ее пока не включили», - пояснил Красильников.
Не так все просто
Генеральный директор Российского Совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев полагает, что до 2022 года у Германии, как и в целом в определенной степени у Европейского союза, была особая позиция по санкционному режиму в отношении России.
«Германия последовательно выступала в защиту интересов своего бизнеса, за нюансированный подход, сохранение коммерческих отношений. Сейчас эта позиция изменилась, политика санкций США и ЕС во многом консолидирована, и Германия придерживается евроатлантической линии», — отметил Тимофеев.
Что касается того, надолго ли санкции, по его словам, прежде всего, проблема заключается в том, что политические проблемы, которые порождают санкции, не разрешаются или разрешаются крайне слабо.
«Кроме того, изучение политики санкций показывает, что нет прямой взаимосвязи между достижением каких-то дипломатических соглашений и смягчением или отменой санкций. Происходит либо длительная задержка, либо по достижении соглашений санкции вновь возвращаются. Это демонстрирует иранский опыт», — полагает Тимофеев.
В своем выступлении он также обратил внимание на проблему с понятийными основами санкционной политики.
«Понятие «вторичных санкций» не является правовым. Его нет ни в соответствующих документах, ни в санкционном режиме по России, ни по другим странам. Оно есть в лексиконе Управления США по контролю за иностранными активами, в политическом лексиконе, в лексике Конгресса США, но как правового — такого определения нет. Есть то, что мы приписываем определенным правовым нормам и считаем механизмами вторичных санкций», — резюмировал Тимофеев.