МОСКВА, 13 июня – РАПСИ, Анна Шубина. Пленум Верховного суда РФ в четверг обсудил проект постановления по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях. Предполагается, что постановление разрешит возникающие у судов многочисленные вопросы по делам о взяточничестве, превышении должностных полномочий и коммерческом подкупе.

Во вступлении к проекту его актуальность обосновывается тем фактом, что взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность госорганов, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан. Отмечается, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны.

В настоящее время в суде сформирована рабочая группа, которая должна разрешить спорные вопросы и подготовить окончательный вариант постановления, который будет утвержден и принят на очередном заседании пленума Верховного суда.

"Откаты"

Обсуждая вопрос квалификации преступлений, Верховный суд РФ предложил судить чиновников за "откаты" по двум статьям УК РФ - "получение взятки" и "растрата". "Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (статья 160 УК РФ) и как получение взятки (статья 290 УК РФ)", - отмечается в проекте постановления. Если же стоимость завышена не была, то квалифицировать преступление стоит только как взятку.

Для организованной группы достаточно одного чиновника

Верховный суд отмечает, что для квалифицирующего признака "в составе организованной группы" достаточно, чтобы в числе взяточников был хотя бы один чиновник. Остальные соучастники могут не обладать специальными полномочиями, однако их действия также квалифицируются по статье 290 УК РФ (получение взятки). Преступление считается оконченным с момента получения денег даже одним из соучастников, при этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы.

Провокация взятки

Судьи напомнили, что следует отличать передачу взятки под контролем оперативников, в случае, если потерпевший сам обратился в правоохранительные органы, от намеренной провокации. В последнем случае чиновника нельзя привлекать к уголовной ответственности, а действия сотрудников правоохранительных органов, своим подстрекательством спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа, противоречат закону "Об оперативно-розыскной деятельности".

"Принятие должностным лицом денег не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние, если бы без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено", - поясняется в проекте постановления пленума.

Взяткодатель или потерпевший

В проекте напоминается, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, активно способствовавшего расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. "Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа", - поясняется в проекте постановления.

В то же время не являются преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности или иное имущество должностному лицу в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения, когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае человек признается потерпевшим и переданные денежные средства ему возвращаются.

Как пояснил один из выступающих на пленуме, "если к бедному крестьянину придет глава администрации и потребует денег, угрожая, что в противном случае проложит через его землю дорогу, то тот может обратиться в полицию. Если он решит, что заплатить главе администрации проще, чем идти в правоохранительные органы, то он взяткодатель. А если он видит, что глава местного ОВД друг вымогателя, что прокурор его друг и главный редактор местной оппозиционной газеты его друг, то он вынужден передать деньги и является потерпевшим".

Брать деньги за профнавыки законно

Верховный суд отметил, что получение денег за выполнение профессиональных навыков  нельзя считать взяткой. Взяткой является только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Так, проект постановления поясняет, что преступлением не является, например, получение главным врачом медучреждения вознаграждения за проведенные им лично диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом им не использовались организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия.

Ремонт, кредит и дача могут быть взяткой

В проекте также "уточняется многообразие способов получения взятки", в частности, предметом взятки считаются деньги и услуги имущественного характера, в том числе освобождение должностного лица от имущественных обязательств (например, прощение долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные либо предоставленные по заниженной стоимости туристические путевки, ремонт квартиры, строительство дачи, передача автотранспорта для временного использования).

Согласно проекту постановления, преступление считается оконченным с момента начала оказания услуг, например, с момента получения кредита или с начала ремонта.

При этом не имеет значения, получил ли взяточник реальную возможность распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению или был сразу же задержан сотрудниками правоохранительных органов. Однако в проекте нет однозначного мнения, квалифицировать ли такой случай как законченное преступление или как покушение на получение взятки. В случае покушения, то есть незаконченного преступления, суд назначает наказание ниже максимального.

Одолжить денег на взятку – преступление

Уточняется в проекте постановления пленума и понятие пособничества. Судам предлагается расценивать как посредничество во взяточничестве не только помощь в передаче денег, но и одалживание средств, которые затем пойдут на взятку, а также временное хранение ценностей, предназначенных коррупционеру. "Посредничество во взяточничестве может состоять, в частности, в предоставлении в долг денежных средств или иного имущества, заведомо предназначавшихся для передачи в качестве взятки, в организации переговоров, в склонении лица к получению либо к передаче взятки, в заранее данном обещании принять на временное хранение ценности, переданные в качестве взятки, совершить действия, направленные на сокрытие такого преступления", - указано в проекте постановления.