МОСКВА, 26 мая - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Девятый арбитражный апелляционный суд в среду отклонил жалобы ОАО "Вымпел-коммуникации" и ОАО "Мегафон" на определение московского арбитража о прекращении производства по иску операторов "большой тройки" к Федеральной службе судебных приставов (ФССП) РФ, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из зала суда.
Тем самым суд апелляционной инстанции оставил в силе определение Арбитражного суда Москвы, вынесенное 18 марта.
ОАО "МТС", ОАО "Вымпел-коммуникации" и ОАО "Мегафон" в суде первой инстанции требовали признать недействительным письмо директора ФССП от 22 сентября 2009 года своим подчиненным, которым судебных приставов на местах обязывают привлекать операторов связи к административной ответственности, если они отказываются раскрывать информацию о своих клиентах. Такая информация нужна приставам для принудительного списания средств с абонентских счетов должников.
Истцы также требовали обязать ФССП направить в свои территориальные подразделения письма "с указанием прекратить требовать от операторов связи предоставления сведений об абонентах и привлекать операторов и/или их должностных лиц к ответственности за отказ в предоставлении такой информации".
Судья московского арбитража Махлаева 18 марта прекратила производство по делу, поскольку сочла, что "спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в связи с неподведомственностью спора".
Суд принял во внимание, что директор ФССП 25 февраля 2010 года направил на места еще одно письмо, в котором разъяснил подчиненным, что письмо от 22 сентября носит рекомендательный характер. Руководитель также попросил при возбуждении административного производства не ссылаться на внутренние документы ведомства, а руководствоваться только законодательством об исполнительном производстве.
В суде первой инстанции
Адвокаты сотовых операторов заявили в суде, что требования к ним судебных приставов незаконны, поскольку противоречат нормам федеральных законов "О персональных данных" и "О связи", которые запрещают разглашать персональные данные граждан без их согласия. Другой довод операторов заключался в том, что деньги, зачисленные на счет абонента в компании, уже не принадлежат абоненту, они перешли компании по договору об оказании услуг.
Представитель одного из операторов заметил также, что внесенный в Госдуму законопроект о поправках в законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" как раз и предполагает наделить приставов теми правами, которых у них пока нет, но которые они пытаются защитить в данном процессе.
Позиция приставов
Представитель ФССП ходатайствовала о прекращении производства по делу, так как, по ее словам, служба не может отвечать за то, как трактует письмо директора ФССП каждый из судебных приставов-исполнителей. По ее словам, письмо не является ни приказом, ни постановлением, ни распоряжением, а носит лишь информативный характер. Соответственно, оно не может быть оспорено в суде.
Адвокат ФССП, излагая позицию ответчика по существу, заявила, что законы "О персональных данных" и "О связи" допускают передачу данных о гражданине в предусмотренных законодательством случаях. Одним из таких случаев, по мнению ответчика, является передача их приставам.
"Приставы могут получить из разных госорганов информацию о недвижимости должника и даже о его здоровье, но не могут узнать его телефонный номер", - выразила недоумение адвокат ФССП.
История конфликта
Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) официально сообщила летом 2009 года, что приставы требуют от операторов сотовой связи предоставлять сведения о наличии абонентских договоров, денежных средств на счетах абонентов, а также блокировать счета и перечислять деньги, вносимые в качестве оплаты за связь, на счет ФССП. Например, только в адрес компании "Ростовская сотовая связь" за июнь-июль 2009 года от приставов поступило 2,651 тысячи запросов.
Пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева заявила газете, что "Билайн" не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, "поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства".
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая сообщила, что оператор предоставляет судебным приставам информацию о номерах телефонов абонентов-должников, если это необходимо для исполнения решения суда. По ее словам, оператор внес через рабочую группу при Минкомсвязи предложения доработать отраслевое законодательство, что позволит считать лицевой счет абонента не банковским, а аналитическим (отражает стоимостный объем услуг, которые оператор должен предоставить абоненту). Тогда средства с такого счета в счет оплаты третьих лиц не могут быть списаны, пояснила Осадчая.
Как сообщила журналистам директор по юридическим вопросам "Мегафона" Анна Горяинова, компания готова предоставлять ФССП всю необходимую в рамках законодательства информацию за исключением персональных и конфиденциальных данных (информация, запрашиваемая приставами, касается, главным образом, затраченных абонентом денежных средств на услуги связи, фактическом месте нахождения, номерах телефонов и наличии на счетах денежных средств).
"Задача оператора - обеспечить защиту персональных данных наших абонентов, и мы придерживаемся этой позиции", - сказала она, отметив, что такие данные могут предоставляться третьим лицам только с согласия их обладателя.
Представитель "Мегафона" Карен Асоян сообщил РИА Новости в марте, что в компанию поступила 181 тысяча запросов от приставов, оператор на все ответил отказом. ФССП возбудила девять административных дел против "Мегафона". По семи из них компания добилась отмены постановлений приставов в судах, отметил Асоян.