МОСКВА, 29 окт - РАПСИ. Россия не должна исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, если они идут вразрез с конституционными основами страны, пишет председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в статье, опубликованной в пятницу в "Российской газете".

Зорькин отметил, что в октябре 2010 года Европейский суд впервые "в жесткой правовой форме" подверг сомнению решение Конституционного суда РФ. В 2009 году КС отметил, что российское правовое регулирование, предоставляющее военнослужащим-женщинам возможность отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и не признающее такое право за военнослужащими-мужчинами (они могут воспользоваться лишь кратковременным отпуском), не нарушает положения Конституции о равенстве прав и свобод независимо от пола.

Российский военнослужащий Константин Маркин, разведенный отец троих детей, обратился в Европейский суд после того, как ему было отказано в предоставлении отпуска гарнизонным военным судом. Конституционный суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия к рассмотрению жалобы Маркина о нарушении его конституционных прав. ЕСПЧ счел аргументацию КС РФ неубедительной, признав в данном случае нарушение статьи 14 Европейской Конвенции по правам человека.

"С учетом условий и специфики военной службы в России и особой, связанной с материнством и детством социальной роли женщины в нашем обществе (часть 1 статьи 38 Конституции), вряд ли можно утверждать, что предоставление права на отпуск по уходу за ребенком военнослужащим-женщинам при одновременном отказе в этом праве военнослужащим-мужчинам "лишено разумного обоснования", как это определил ЕСПЧ", - считает глава Конституционного суда.

Зорькин подчеркнул, что Страсбургский суд вправе указывать странами на ошибки в законах, но в тех случаях, когда решения ЕСПЧ прямо противоречат Конституции РФ, страна должна соблюдать свои, национальные интересы.

"Лучшее знание национальными властями своего общества и его потребностей означает, что эти власти в принципе занимают приоритетное положение, в отличие от международных судов, для оценки того, в чем состоит публичный интерес", - отметил он.

"(Европейская) конвенция (о правах человека) как международный договор России является составной частью ее правовой системы, но она не выше Конституции. Конституция в статье 15 устанавливает приоритет международного договора над положениями закона, но не над положениями Конституции", - заявил Зорькин.

При этом он подчеркнул, что если решения Европейского суда "принимаются во благо защиты прав и свобод граждан и развития нашей страны, Россия всегда будет их соблюдать".

Глава КС отметил, что всегда был и остается "сторонником глубокого конструктивного диалога со Страсбургским судом", и "в непростое время глобальных изменений Россия не может и не имеет права выйти из европейского правового поля".