МОСКВА, 18 ноя – РАПСИ, Анна Шубина. Бывшей чиновнице Минобороны Евгении Васильевой, теперь получившей должность в адвокатской конторе, придется работать на дому – Мосгорсуд до конца февраля продлил ей срок домашнего ареста в рамках дела "Оборонсервиса".
Следователь на заседании сослался на документы о том, что ранее Васильева, как и ее экс-начальник министр обороны Анатолий Сердюков, оказывала давление на свидетелей, чтобы склонить их к даче ложных показаний. Он выразил опасение, что на свободе она может продолжить подобную практику.
Защита, в свою очередь, просила отменить домашний арест – ведь следователь не точно выполнил процедуру предъявления материалов дела для ознакомления. Также адвокаты просили смягчить условия ее содержания, например, разрешить видеться с матерью, которая проходит свидетелем по делу, а также создать условия для посещения рабочего места – коллегии адвокатов "Гриднев и партнеры".
Новая работа
О том, что Васильева, уволенная из Минобороны вскоре после того, как стала фигуранткой уголовного дела, трудоустроена, стало известно в самом начале слушания, когда судья Людмила Смолкина оглашала установочные данные. Трудовой договор с ней заключен с 1 ноября.
Васильева пояснила журналистам, что пока занимается в адвокатской конторе в основном своим уголовным делом, на другие у нее времени не остается. "Когда человек находится в уголовном деле, понятия отдыха для него не существует. Я постоянно нахожусь в напряжении, сопоставляю факты, выстраиваю стратегию", - пояснила Васильева.
Чтобы полноценно работать, адвокаты просили суд разрешить ей четыре часа в сутки присутствовать в конторе. Помимо этого, три часа в день ей разрешено гулять, а также предусмотрено дополнительное время для ознакомления с материалами дела.
На заседании ее представляли два адвоката, но всего по всем уголовным делам у нее 7 защитников. Некоторые из них присутствовали в зале в качестве зрителей, другие пришли поддержать ее во время обеденного перерыва. В том числе в Мосгорсуде присутствовал и адвокат Генрих Падва, который представляет Сердюкова.
Отводы судье
Заседание началось сразу с двух отводов судье – у защиты вызвал подозрение тот факт, что на одном из интернет-сайтов была опубликована новость о том, что ходатайство следствия о продлении домашнего ареста уже принято. Как выяснилось, интернет-портал переписал новость другого СМИ и допустил ошибку.
Второй отвод был связан с решением вопроса о возможности участия следователя. У него была ошибка в доверенности – там указан номер основного дела "Оборонсервиса", а не выделенного в отдельное производства дела Васильевой. Предлагая прокурорам высказаться на эту тему, судья отметила, что, согласно УПК, участие в заседании следователя не обязательно. Эту подсказку, а также отказ вызвать в суд руководителя следственной группы, адвокаты посчитали нарушением права на равноправие сторон.
Оба отвода судья отклонила. Вопрос об исправлении ошибки в документах следователя решился – необходимую доверенность по факсу передали из следственного управления.
Давление на свидетелей
Следователь, обосновывая необходимость продления меры пресечения, указал, что Васильева оказывала давление на свидетелей по делу "Оборонсервиса", чтобы они дали ложные показания. "В деле имеются показания свидетеля, данные о котором засекречены, о том, что на него было оказано давление", - заявил он. По словам следователя, еще одна фигурантка дела Динара Белялова заявила, что ее вывезли за пределы столичного региона и пытались добиться показаний, не соответствующих действительности.
Когда судья оглашала протокол допроса секретной свидетельницы, который проходит в деле под псевдонимом Наталья Иванова, то в деле всплыло и имя бывшего министра обороны. Свидетель заявила, что Васильева и Сердюков после возбуждения уголовного дела принимали меры для воспрепятствования следствию. Так, фигуранты дела Делялова, Егорова, Егорина по указанию Васильевой были организованной группой вывезены за пределы столичного региона. "Находясь под влиянием Васильевой и опасаясь ее подельников они согласились выехать за пределы места своего жительства", - огласила протокол судья. Там указано, что после этого у них отобрали телефоны и банковские карты.
"Что касается того, что под моим руководством свидетелей якобы куда-то вывозили, причем сделано это было под руководством не только меня, но и бывшего министра обороны. Если это так, то обязанность следствия возбудить по этому поводу уголовное дело. Если оно не возбуждено, то и говорить не о чем", - возразила на это Васильева. Ее адвокаты добавили, что в протоколах допроса Деляловой данных о похищении нет, очных ставок с ней следователи не организуют.
Доводы защиты
Защита Васильевой просила изменить меру пресечения на более мягкую, ссылаясь на безупречные характеристики своей подзащитной, наличие у нее госнаграды, соблюдение режима и т.д. Адвокат Хасан-Али Бороков отметил, что для того, чтобы просить суд о продлении домашнего ареста на срок свыше года, следствие должно было предоставить ей все материалы дела за 30 дней. Однако следователь, по его словам, предоставил обвиняемой лишь несколько разрозненных томов. Кроме того, когда Васильева попросила, чтобы в ознакомлении участвовал адвокат Бороков, а следователь посчитал, что для этой процедуры достаточно шести остальных ее защитников. "Выбор адвоката – прерогатива обвиняемого, а не следователя", - добавил Бороков.
Представители прокуратуры в свою очередь назвали данные доводы надуманными, отметив, что действия защиты направлены на затягивание процесса с целью освобождения из-под домашнего ареста.
Защита критиковала и другие основания, выдвинутые следствием для продления ареста – возможность уничтожить доказательства и скрыться от суда. "Сложно представить, что госпожа Васильева может скрыться, учитывая повышенное внимание к ее персоне", - отметил другой защитник, комментируя один из доводов следователя. К тому же следствие по ее делу завершено, соответственно, все улики уже собраны.