С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 дек - РАПСИ. Верховенство решений Конституционного суда (КС) РФ над постановлениями Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) означает лишь, что КС "в состоянии определить надлежащие способы реализации решений ЕСПЧ", считает заместитель председателя КС Сергей Маврин.
КС в пятницу постановил, что будет самостоятельно решать вопрос о применимости постановлений ЕСПЧ. Как пояснил зампред КС Маврин, поскольку ратифицированная РФ Европейская конвенция о защите прав человека вошла в отечественную правовую систему и стала ее частью, то в этом смысле Конвенция "находится под эгидой Конституции".
"Наше решение в этой части направлено не столько на конфронтацию с ЕСПЧ, сколько на решение проблемы реализации решений ЕСПЧ в коллизионных случаях", - сказал Маврин журналистам после оглашения постановления КС.
КС в пятницу принял решение по "делу Маркина", многодетного офицера, которому в 2005 году в судебном порядке было отказано в предоставлении полноценного отпуска по уходу за ребенком. В 2009 году законность такого отказа подтвердил КС РФ. Однако в 2012 году ЕСПЧ усмотрел в "деле Маркина" нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основываясь на этом решении ЕСПЧ, Маркин вновь обратился в суд с просьбой пересмотреть его дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В феврале 2013 года Ленинградский окружной военный суд попросил КС разъяснить порядок действий в случае обнаружения противоречий между позициями российских и международных судебных инстанций.
КС напомнил, что согласно нормам статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ постановления ЕСПЧ являются основанием для пересмотра гражданского дела по новым обстоятельствам. Тем не менее суды РФ могут прийти к выводу о невозможности исполнения постановления ЕСПЧ в рамках действующего законодательства.
Как указал КС, такой вывод "приводит к необходимости проверки конституционности нормы, затронутой постановлением ЕСПЧ", что по действующему российскому законодательству является исключительной прерогативой КС.