С.-ПЕТЕРБУРГ, 11 фев - РАПСИ, Кирилл Чулков. Потерпевший по делу о продаже поддельной картины при посредничестве искусствоведа Елены Баснер заявил в среду в суде, что приобрел еще одну подделку также с экспертным заключением Баснер, передает корреспондент РАПСИ из Дзержинского районного суда Петербурга, где слушается дело.
Дзержинский суд Петербурга в среду приступил к рассмотрению по существу дела о мошенничестве в особо крупном размере в отношении искусствоведа с мировым именем Елены Баснер.
Согласно обвинительному заключению, летом 2009 года разыскиваемый в настоящее время Михаил Арансон и неустановленные лица привлекли Баснер к продаже высококачественной подделки картины русского авангардиста начала прошлого века Бориса Григорьева «В ресторане».
По версии следствия, Баснер подготовила вымышленную историю картины и подыскала покупателя. Баснер вышла на издателя Леонида Шумакова. Убежденный в подлинности картины, Шумаков предложил купить ее своему близкому знакомому - петербургскому коллекционеру Андрею Васильеву. Васильев приобрел подделку рыночной стоимостью не более 12 тысяч рублей за 180 тысяч евро, что по тогдашнему курсу составляло почти 8 миллионов рублей.
На заседании в среду Баснер свою вину не признала. Ее адвокаты Лариса Малькова и Марина Янина заявили, что обвинение не основано на доказательствах и построено на предположениях и догадках следствия. Суд допросил потерпевшего Васильева.
Давняя знакомая
Потерпевший Васильев рассказал суду, что знаком с Баснер с середины 90-х годов. Долгое время у них были приятельские отношения, которые с весны 2004 года «полностью прекратились».
В ноябре 2003 года умер хороший друг Васильева коллекционер Марк Шустер. За месяц до смерти Шустер продал картину Аристарха Лентулова «Купальщицы» некоему Роману Жаголко, объявленному в настоящее время в розыск. Жаголко заявил сыну умершего друга Васильева Валентину Шустеру, что проданная его отцом за 600 тысяч долларов картина является подделкой. Однако, рассказал Васильев в суде, Жаголко тогда заявил молодому человеку, что «деньги возвращать не надо» и он готов вместо них взять что-нибудь из коллекции его умершего отца.
По словам Васильева, тогда молодому Шустеру именно «Лена (Елена Баснер - прим. РАПСИ) сказала, что эта вещь не настоящая». Васильеву удалось доказать подлинность картины, приобретенной еще в доме самого художника Лентулова, о чем есть документальное подтверждение. Как заявил Васильев в суде, «это произвело отрезвляющее действие» и Жаголко требовать деньги перестал, однако семья Шустеров «сказала, что больше не хочет иметь никаких дел с Еленой Вениаминовной (Баснер)».
Подделки от Баснер
10 июля 2009 года Васильев получил от своего близкого знакомого издателя Леонида Шумакова электронное письмо с фотографиями подделки картины Григорьева «В ресторане», а также изображением этой картины в дореволюционном издании коллекционера Александра Бурцева «Мой журнал для немногих». Шумаков и ранее предлагал Васильеву купить картины, но в прошлые разы всегда лично знакомил его с продавцами.
В этот раз, по словам Васильева, Шумаков лишь сказал, что «эта вещь происходит из старого Ленинградского собрания», где находятся несколько картин художников Григорьева и Калмакова, и на нее уже есть покупатель. Васильев заплатил за картину 250 тысяч долларов.
Осенью 2009 года Шумаков предложил Васильеву «вторую вещь из этой же коллекции». Это была картина русско-итальянского художника Николая Калмакова «Похищение». Вместе с картиной Шумаков принес неофициальное экспертное заключение о ее подлинности, подписанное сотрудниками Русского музея. На обороной стороне бумаги было такое же заключение Баснер.
Той же осенью Васильев отправил свою картину «В ресторане» на московскую выставку «Парижачьи», где ее уже весной следующего года увидела бывшая сотрудница реставрационного центра имени Грабаря Юлия Рыбакова. Рыбакова рассказала Васильеву, что картина еще до продажи ему была в их центре на экспертизе и является подделкой.
Кроме того, осенью 2010 года сотрудница Русского музея сообщила Васильеву, что в их коллекции есть «такая же картина», но его картина им «нравится больше». В центре Грабаря отказались официально предоставить информацию о проведенной по картине экспертизе, сославшись на закон о защите личных данных. Однако через своих знакомых к февралю 2011 года Васильеву удалось получить фотографию своей картины, сделанную в центре Грабаря.
База изготовления подделок
Тогда Васильев отдал свою картину на экспертизу в Русский музей. Проведенная там экспертиза установила, что Васильеву принадлежит всего лишь старая копия картины Григорьева «В ресторане». Тем не менее, по словам Васильева, заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро предлагал выдать ему нелегальное экспертное заключение о подлинности картины, так называемую «тройку», которая позволит ему продать картину.
Когда Васильев узнал, что его обманули, он потребовал у Шумакова вернуть деньги, но тот не смог этого сделать. Шумаков сообщил, что картина досталась ему от Баснер. Васильев просил Баснер сообщить, откуда у нее оказалась картина Григорьева, однако она отказалась. По словам Васильева, Баснер уверяла, что у него находится именно оригинал картины, а в Русском музее - подделка.
По словам Васильева, в конце концов он был вынужден обратиться в полицию с заявлением в отношении неустановленных лиц, поскольку, по его словам, «это ненормально, когда ведущий музей превращается в эталонную базу для изготовления высокопрофессиональных подделок».
После обращения в официальные органы, Васильев, по его словам, встретил «фантастическое противодействие районных властей». Вне кабинетов ему говорили, что ему никогда не удастся довести дело до суда. Со своим адвокатом Васильев выиграл четыре дела о незаконном бездействии и в результате написал письмо министру культуры Мединскому. Тогда дело передали в главное следственное управление ГУМВД, где оно пролежало еще год. В отчаянии Васильев записался на прием к Бастрыкину и полностью все ему рассказал, после этого дело передали в Следственный комитет.
Эпизод, выделенный в отдельное производство
Васильев рассказал в среду в суде, что после того, как у него возникли сомнения в подлинности первой купленной у Шумакова картины, он направил на экспертизу и картину художника Калмакова «Похищение», к продаже которой также приложила руку Баснер.
В московском центре «Арт Консалтинг» определили, что она изготовлена не ранее конца 1930-х годов. В заключении экспертов, привлеченных Следственным комитетом, говорится, что картина написана не ранее 50-х годов неизвестным художником. Кроме того, Васильев заявил, что располагает «собственными достоверными данными» о том, что при экспертизе «Похищения» уже в ГосНИИРе (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) на экспертов «оказывалось чрезвычайное давление».
«Достаточно высокопоставленное лицо говорило, наша коллега попала в тяжелую ситуацию - нужно сделать такую экспертизу чтобы «ни туда, ни сюда». В результате ни один из четырех экспертов не подписал заключение», - сказал Васильев в суде.
В настоящее время эпизод с картиной Калмакова выделен в отдельное производство. Источник в правоохранительных органах сообщил РАПСИ, что мошенничества с участием Баснер не ограничиваются и картиной «Похищение».