МОСКВА, 3 мар — РАПСИ. Конституционный суд подтвердил запрет в РФ на демонстрацию нацистской атрибутики или символики (а также атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения), говорится в определении, опубликованном на сайте суда.
Суд решил, что само по себе использование такой атрибутики, «безотносительно к ее генезису, может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны».
С жалобой в суд обратился гражданин Алехин, который оспаривал нормы закона «О противодействии экстремистской деятельности». Алехин в 2011 году участвовал в Краснодарском краевом суде в процессе о признании экстремистскими материалов, в которых излагались основные доктрины духовной практики Фалуньгун. Эмблема этого нового религиозного движения содержит четырехлучевую свастику.
По мнению заявителя, нормы закона о борьбе с экстремизмом нарушают Конституцию в той части, в какой они позволяют признавать материал экстремистским лишь потому, что в нем провозглашается истинность излагаемого в нем учения — наряду с утверждением о ложности иных учений. Госорганы, согласно суждению мужчины, имеют чрезмерные полномочия по определению сходства того или иного символа с нацистским без учета контекста их использования.
КС РФ напомнил, что экстремистскими признаются все материалы, связанные с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
При этом данное положение не ущемляет право на свободу мысли и слова, отмечает суд.
«Ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями», — говорится в определении.
Что касается демонстрации нацистской и сходной с ней атрибутики, то КС указал, что запрет на ее использование представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией фашизма.
«Таким образом, оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, защиту прав и свобод других лиц, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя», — решил КС.