С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 мар - РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) во вторник огласил постановление, в котором предписал федеральному законодателю устранить неопределенность в вопросе лишения права проживания в жилье, на которое наложено взыскание как на заложенное имущество, говорится в материалах суда.
 
КС рассматривал конституционность статьи 19 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая позволяет толковать права членов семьи бывшего собственника проданной квартиры в доме жилищно-строительного кооператива (ЖСК) как права лиц, прекративших семейные отношения с собственником приватизированного жилого помещения. 
 
В деле заявителя оспариваемая норма позволила судам сохранить право пользования жилым помещением, за лицами, получившими такое право при вселении в дом ЖСК в случае обращения взыскания на это жилье как на заложенное имущество. По мнению заявителя, такая практика нивелирует  значение института залога недвижимости. 
 
Подобная неопределенность правового регулирования свидетельствует о несоответствии Конституции РФ оспариваемой нормы и требует внесения в действующее законодательство (жилищное, гражданское, семейное, о регистрации прав на недвижимое имущество, об ипотеке и т.д.) изменений и дополнений, - говорится в материалах суда. 
 
КС указал, что оспариваемая норма не определяет права членов семьи прежнего собственника жилья, который заложил его и не выполнил свои обязательства по возврату долга. Соответственно, отсутствует и механизм защиты этих прав при обращении взыскания на такое жилое помещение, в частности, в доме ЖСК, и переходе его к новому владельцу.
 
Применение же с этой целью оспариваемой нормы приводит к нарушению прав нового собственника, который не знал о том, что приобретает жилье с обременением, отметил КС. 
 
КС подчеркнул, что сохранение обременений, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество должно стать "юридически невозможным".
 
История вопроса

 
КС рассматривал жалобу петербуржца Адама Богатырева. Заявитель приобрел на публичных торгах трехкомнатную квартиру, расположенную в доме ЖСК и оформил ее в собственность. Позже выяснилось, что в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ее бывшие собственники с семьей, которые не исполнили договор займа, обеспеченного залогом жилья, вследствие чего квартира и была выставлена на торги.
 
Заявителю удалось выселить супругов-должников, однако их дочь с двумя несовершеннолетними детьми, по решениям судов, сохранила право проживания в квартире, поскольку она еще в 1993 году была включена в ордер на предоставление этой квартиры.