МОСКВА, 24 дек – РАПСИ. Сельские поселения должны обладать правом выбора из нескольких альтернативных вариантов структуры управления. При этом в числе предлагаемых вариантов обязательно должны быть и прямые выборы.
Такая правовая позиция содержится в определении №2741-О Конституционного суда (КС) РФ, которое в четверг было опубликовано на сайте суда.
Дело рассматривалось по жалобе муниципального образования «Родниковское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 2 закона Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области».
Поводом для обращения в КС РФ стало обращение главы Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области. В июне нынешнего года региональные законодатели предписали конкурсную процедуру назначения главы всем без исключения муниципалитетам – от областного центра до села, говорится в материалах дела. В Родниковском сельском поселении не согласились с подобным «диктатом» и постановили сохранить прямые выборы. Однако суд по иску прокуратуры признал это решение недействительным.
Постановление КС РФ от 1 декабря текущего года (по делу о «муниципальной реформе»), по сути, разрешило проблему по существу. КС предоставил сельским поселениям однозначное право решать самим – нужны ли им прямые выборы. Однако остался вопрос согласования муниципальных уставов с региональным законодательством. В данном определении КС подчеркнул, что нормы о прямых выборах в сельских поселениях в любом случае сохраняют силу (даже если субъект РФ ещё не успел выполнить постановление КС).
По словам судьи КС Николая Бондаря, вопрос, поставленный в жалобе Родниковского сельского поселения, актуален для подавляющего большинства российских муниципалитетов. Более 88% муниципальных образований (то есть практически девять из десяти) являются сельскими или городскими поселениями. Некоторые субъекты Федерации восприняли муниципальную реформу как своеобразный «карт-бланш» на изменение структуры первичного уровня местного самоуправления на безальтернативной основе, через непрямые выборы. Известно, что порой это вызывало негативную реакцию населения, мнение которого не учитывалось, добавил судья.
Согласно постановлению КС от 1 декабря, сельские поселения должны обладать правом выбора из нескольких альтернативных вариантов структуры управления. При этом в числе предлагаемых вариантов обязательно должны быть и прямые выборы, сказал Бондарь. Если такая возможность была предусмотрена Уставом поселения и в Устав не были внесены изменения в соответствии с новым региональным регулированием, то они вправе сохранить эту норму.
Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ в полной мере применима и в деле Родниковского сельского поселения, подчеркнул судья КС.