САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Республика Саха), постановил признать, что органы местного самоуправления не обязаны заниматься ликвидацией несанкционированных свалок на землях лесного фонда, расположенных на их территориях, сообщили в пятницу РАПСИ в суде.
Чужая земля, чужие отходы
Соответствующее постановление стало результатом проверки конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как сообщает КС, поводом к рассмотрению этого дела явилась жалоба администрации муниципального образования «Нерюнгринский район».
Как следует из материалов дела, вышеупомянутые нормы относят к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 12 сентября 2014 года решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску прокурора города Нерюнгри, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха от 17 ноября 2014 года, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального района.
В результате, муниципалы, считая, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов с земельного участка, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, должна быть возложена на государственное казенное учреждение Республики Саха «Нерюнгринское лесничество», обратились в КС РФ.
Загрязнитель платит
По мнению заявителя, примененные в данном деле законоположения противоречат Конституции РФ, поскольку возлагают на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями и без предоставления субвенций для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.
По мнению КС, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Вместе с тем КС указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принцип «загрязнитель платит» и обязанность юридических и физических лиц проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.
Дело подлежит пересмотру
Также, как указал КС РФ, в Лесном кодексе России прописан порядок использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, суды, принимая решение по Нерюнгринскому району, должны были учитывать изложенные в нем правовые позиции, определяющие конституционно-правовые основы участия органов местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, в том числе при разрешении дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере.
В итоге КС постановил, что нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречат Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления ликвидацию за свой счет несанкционированных свалок на землях лесного фонда, расположенных на территориях этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями. Соответственно, согласно постановлению КС, судебные постановления, принятые по делу муниципального образования «Нерюнгринский район», основанные на этих нормах, подлежат пересмотру в установленном порядке.