САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ в четверг опубликовал постановление, разрешающее пожизненно осужденным длительные свидания с родными в первые 10 лет отбывания наказания, сообщили РАПСИ в КС.
КС проверял конституционность пункта «б» части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ по запросу Вологодского областного суда по делу Антона Мацынина и жалоб супругов Николая и Вероники Королевых. Дело было рассмотрено без публичных слушаний. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Как следует из материалов дела, в мае 2008 года Королев был осужден Московским городским судом к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима в строгих условиях. Такие заключенные проживают в помещениях камерного типа, и им разрешено два краткосрочных свидания - до 4 часов - в год. Отбывающим наказание не в строгих условиях разрешается два длительных свидания - до 3 суток - в год. В обычные условия содержания Королева могут перевести только через 10 лет заключения. Супруги хотели зачать ребенка с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, однако такая процедура, по заключению медиков, без разрешенного длительного свидания невозможна.
Мацынин был приговорен к пожизненному лишению свободы в феврале 2014 года. Его жена и дочь просили длительного свидания, но в пенитенциарной учреждении им было отказано по тем же причинам, что и Королёвым.
Королевы и Мацынины прошли все судебные инстанции, но не смогли преодолеть положения УИК РФ.
Изучив дело, КС пришел к выводу, что в существующем законодательстве действительно есть изъян. По закону за хорошее поведение осужденным к лишению свободы могут разрешить дополнительное длительное свидание, но на практике этого не происходит. Закон трактуется как исключающий предоставление им такого поощрения до перевода в обычные или облегченные условия отбывания наказания. А так как в первые 10 лет заключения независимо от поведения пожизненно осужденного его перевод в более щадящие условия вообще невозможен, то это рассматривается правоприменителем и как запрет на длительные свидания. Такой подход, по мнению КС, не позволяет индивидуализировать исправительное воздействие наказания и не соответствует российской Конституции и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации Европейским судом по правам человека.
При этом КС отметил, что поставленная конституционная проблема не может быть решена единственным способом – предоставлением свиданий в качестве поощрения по усмотрению администрации уголовно-исполнительного учреждения. Поэтому законодателю нужно подумать, как исправить ситуацию. А осужденному к пожизненному лишению свободы, даже если он еще не отсидел десять лет, должно предоставляться право, по крайней мере, на одно длительное свидание в год.