МОСКВА, 8 мая — РАПСИ. Представители Telegram Messenger LLP обжаловали решение Верховного суда (ВС) РФ, подтвердившего право Федеральной службы безопасности (ФСБ) запрашивать у организаторов распространения информации в сети Интернет данные для декодирования сообщений пользователей, сообщил РАПСИ представитель Международной правозащитной группы "Агора" Дмитрий Колбасин.

По его словам, во вторник юристы обратились в апелляционную коллегию ВС с жалобой на решение первой инстанции от 20 марта 2018 года. Тогда суд отклонил требования Telegram о признании недействующим приказа ФСБ, регламентирующего процедуру предоставления ведомству информации о декодировании сообщений пользователей сети Интернет.

"Ключевой вопрос в этом деле с приказом ФСБ такой: относится ли информация, необходимая для декодирования сообщений в мессенджере, к особо охраняемой и подлежащей выдаче на основании судебной санкции. В своем решении 20 марта Верховный суд указал, что на эту информацию гарантии судебного контроля не распространяются. Мы обжаловали это решение, так как несогласны с таким толкованием законодательства. Речь идет о ключах дешифрования, которые дадут доступ к переписке всех пользователей мессенджера", — пояснил Колбасин.

Он также уточнил, что в апелляционной жалобе представители Telegram просят полностью отменить вышеупомянутое решение ВС  и принять новое, в соответствии с которым оспариваемый приказ ФСБ будет признан недействующим, так как он не соответствует "пяти федеральным законам и Уголовно-процессуальному кодексу РФ".

Позиция Telegram

В административном иске указано, что оспариваемый акт противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права пользователей мессенджера. "Действительно, Конституцией предусмотрена возможность ограничения свобод граждан для обеспечения безопасности. Однако, в то же время необходимо учитывать соблюдения частных интересов", — отметил представитель Telegram Рамиль Ахметгалиев в ходе рассмотрения дела в первой инстанции.

Он пояснил, что приказ ФСБ предоставляет ведомству возможность получать доступ к личным данным пользователей во внесудебном порядке, что противоречит положениям Уголовно-процессуального кодекса и закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Позиция ФСБ

Представитель ФСБ в ходе рассмотрения иска заявила, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый приказ не нарушает прав истца и соответствует вышестоящим нормативным актам. "Информация, необходимая для декодирования сообщений, сама по себе не составляет тайну переписки, она не отнесена законом к информации с ограниченным доступом", — подчеркнула представитель административного ответчика.

Возражая доводам представителя Telegram, она также добавила, что ФСБ имеет право запрашивать данные для декодирования сообщений исключительно в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности. "Это необходимо для получения информации о переписке конкретных лиц в рамках конкретного дела", — отметила представитель ФСБ.

В конце марта спецслужба дополнила оспариваемый мессенджером приказ: теперь в нем указан срок предоставления информации и порядок направления запроса. Согласно обновленной версии документа, организатор распространения информации в сети Интернет обязан предоставить ФСБ запрашиваемые сведения о декодировании сообщений не позднее 10 дней (ранее этот срок установлен не был — прим. ред.). Кроме того, уполномоченным органом по получению данной информации становится центр оперативно-технических мероприятий ФСБ.

Суды Telegram

Основатель Telegram Павел Дуров в середине июля прошлого года получил от ФСБ запросы на предоставление информации для декодирования сообщений в отношении шести номеров, использующих мессенджер. Однако он не ответил на запросы, а 27 сентября сообщил, что ведомство составило административные протоколы на мессенджер в связи с нарушением требований закона о связи.

Мировой судья Мещанского района Москвы, рассмотрев административные материалы, признал компанию виновной в административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 13.31 КоАП РФ (неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений), и оштрафовал на 800 тысяч рублей. Решение было обжаловано представителями компании в Европейском суде по правам человека.

Впоследствии в суды поступали исковые заявления отдельных пользователей мессенджера с просьбой признать незаконными требования ФСБ о предоставлении ключей для расшифровки переписки всех пользователей. Однако иски не были приняты в производство.

В середине апреля Таганский суд Москвы вынес решение о немедленной блокировке Telegram по иску Роскомнадзора. Решение было обжаловано и не вступило в законную силу.