МОСКВА, 31 окт — РАПСИ. Конституционный суд одного региона не может решать вопросы, касающиеся двух субъектов РФ, это нарушает принцип самостоятельности субъекта РФ, полноты его государственной власти, провозглашённой в российском Основном законе, заявила РАПСИ профессор кафедры Конституционного и муниципального права МГЮА Светлана Нарутто.
«Конституционный суд одного субъекта РФ не правомочен признавать не соответствующим своей конституции правовой акт, принятый законодательными органами двух субъектов РФ совместно и затрагивающий интересы обоих субъектов. В противном случае нарушается принцип самостоятельности субъекта РФ, полноты его государственной власти, провозглашённой статьёй 73 Конституции РФ. Именно поэтому Закон о Конституционном суде республики Ингушетия закрепляет возможность проверки на соответствие конституции этой республики лишь не вступивших в силу договоров республики», — отмечает профессор.
Нарутто подчеркнула, что Конституционный суд субъекта РФ также не вправе принимать решение, касающееся территории другого субъекта РФ.
«Согласно пункту «б» статьи 71 Конституции РФ, федеративное устройство и территория Российской Федерации (а она включает в себя территории субъектов РФ, что предусмотрено частью 1 статьи 67 Конституции РФ в силу распространения государственного суверенитета России на всю ее территорию) относится к вопросам ведения Российской Федерации. Федеративное устройство означает, в том числе и установление границ между субъектами федерации. Следовательно, оно должно осуществляться федеральным актом. А изменение границ между субъектами — осуществляется по их взаимному согласию постановлениями законодательных органов данных субъектов РФ с последующим утверждением соглашения Советом Федерации (в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 102 Конституции РФ)», — пояснила она.
Доктор юридических наук напомнила, что к компетенции Конституционного суда РФ относится проверка соответствия законов субъектов РФ положениям Основного закона, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ по запросам соответствующих федеральных и региональных органов власти.
«Что не исключает проверки закона республики Ингушетия «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» и собственно Соглашения. Кроме того, Конституционный суд РФ вправе разрешать споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ», — добавила Нарутто.