САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Муниципалитеты, выполнившие работы по капремонту на момент приватизации первого помещения в доме, включенном до этого в соответствующий план, считаются исполнившими свою публичную обязанность в отношении собственников квартир, в ином случае наймодатели должны выполнить данное обязательство, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ.
Депутатский запрос
Как следует из материалов дела, депутаты трех парламентских фракций — КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" обратились в КС РФ с запросом о проверке конституционности части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса РФ. Она гласит, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, то капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления.
По мнению заявителей, предусмотренный действующим законодательством механизм проведения капитального ремонта, одинаково применимый как для граждан, приватизировавших жилые помещения в многоквартирных домах, так и прочих собственников помещений, состоит в том, что после утверждения региональной программы капитального ремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату взносов на капитальный ремонт. "Оспариваемое регулирование предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов перед лицами, приватизировавшими жилые помещения в тех домах, которые нуждаются в таком ремонте, но не требовали его проведения на момент приватизации первого расположенного в них жилого помещения", — говорится в запросе депутатов.
Принцип равенства
КС отметил, что с момента приватизации первого жилого помещения многоквартирный дом перестает находиться лишь в государственной или муниципальной собственности. В отношении данного дома возникает общедолевая собственность, участники которой (обычно это муниципалитет и приватизировавшие жилье граждане) должны содержать здание вместе и оплачивать капремонт вне зависимости от того, был он проведен ранее или нет. Это согласуется с принципами социальной солидарности и равенства и служит финансовой основой для поддержания дома в надлежащем санитарном и техническом состоянии.
Процесс приватизации начался в 1990-е годы прошлого века, продолжается до сих пор и не ограничен сроком, при этом естественный износ домов не прекращается. По мнению КС, бремя наймодателя по проведению капремонта не должно возлагаться на него вплоть до приватизации всех помещений, иное нарушало бы конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности, а также заставляло бы бывшего наймодателя содержать чужое имущество.
"Муниципалитеты, выполнившие работы по капремонту на момент приватизации первого помещения в доме, нуждающемся в нем и включенным в соответствующий план, считаются исполнившими свою публичную обязанность в отношении других собственников. Наймодатели, которые до сих пор не провели такого ремонта, при условии, что их дом был включен в соответствующие программы, должны выполнить данное обязательство", — пояснили в КС.