САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Отсутствие у обратившихся в службу занятости документов, удостоверяющих их профессиональную квалификацию, не предполагают возможности отказа в признании их безработными и выплате пособий по безработице, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Ищущий работу, но не безработный
Бывший индивидуальный предприниматель из Воронежа Михаил Чайковский просил проверить на соответствие Конституции РФ положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", опираясь на которые служба занятости отказывалась признать заявителя безработным из-за отсутствия у него документов, подтверждающих его профессиональную квалификацию.
Дело рассматривалось без проведения публичных слушаний. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2015 года Центр занятости населения Воронежа поставил Чайковского на регистрационный учет в качестве ищущего работу, но не признало его безработным по причине подачи им неполного комплекта документов.
"Заявителем были представлены только паспорт и трудовая книжка, справка же о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы представлена не была из-за ликвидации организации, в которой тот ранее работал. Не был предоставлен документ, удостоверяющий его квалификацию", — говорится в постановлении КС.
В 2015 году КС такую практику прекратил, приняв соответствующее постановление по жалобе того же Чайковского. В апреле 2016 года Чайковский был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя десять дней — признан безработным.
Но заявитель добивался признания его безработным с ноября 2015 года и подал иск о взыскании пособия по безработице за этот период, а также о выплате компенсации морального вреда.
Механизм соцзащиты — не запрет
Коминтерновский районный суд Воронежа отказал Чайковскому в удовлетворении его требований, а Воронежский областной суд оставил это решение в силе, отметив, что отказ органа службы занятости в признании Чайковского безработным был обусловлен отсутствием еще одного из необходимых для этого документов, а именно документа, удостоверяющего квалификацию заявителя.
В своем решении КС РФ отметил, что перечень документов, необходимых для признания безработным, является элементом механизма социальной защиты от безработицы и не может нарушать прав граждан. По мнению суда, требование о предоставлении документов об образовании или квалификации установлено для того, чтобы служба занятости могла предложить соискателю подходящую работу с учетом его профессиональных характеристик.
"Орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении данного лица правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие у него документов, удостоверяющих его квалификацию", — сказано в мотивировочной части постановления.
То есть КС разъяснил, что подбор работы для бывших ИП и лиц, стремящихся выйти на работу после перерыва более года, не требует установления наличия у них квалификации определенного уровня.
Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ. Дело Чайковского подлежит пересмотру.